Что надо понять в целостной концепции человека? Что отличает нас от искусственного интеллекта? Как связаны психология и бизнес? Об этом — мнение эксперта.
Виктория Рябухина
— Ученый. Философ. Психолог-антрополог. Театральный режиссер. Специалист по человеческой коммуникации.
— Доцент в России. Профессор Психодинамического Лидерства в США.
— Автор 7 книг серии «Информация и человеческая коммуникация», на двух языках.
— Автор метода и Школы «Психодинамическая коммуникация».
— Член Союза Ученых Санкт-Петербурга.
— С 2018 г. Руководитель департаментов в Финляндии Международного Союза общественных объединений содействия сохранению и развитию социальных, культурных и духовно-нравственных традиций «Лидеры мирового сообщества».
— Когда я спросила успешного американского бизнесмена Фрэнка Льюиса, который продает высокие технологии: «Фрэнк, что ты изучал в университете?» Он ответил: «Психологию и социологию как специальность, ну и немного экономики».
Разберем, что такое бизнес. Бизнес — это человеческая деятельность, взаимодействие и общение. Бизнес — это операционная среда в тени финансовых целей. Вы продаете или покупаете, ведете переговоры или дебаты — в любом случае это психологическое воздействие на другого. По сути, любая межличностная коммуникация включает в себя воздействие на другого. А воздействуете вы на другую сторону в соответствии с вашими навыками коммуникации, а значит, знаниями или незнаниями человека как вида. Вы измеряете и оцениваете другого — его открытость, правдивость — пытаетесь предвидеть его следующий шаг и т.д. Другая сторона в то же самое время наблюдает за вами и так же оценивает вас. Важно или не важно обезопасить себя от этого? Для бизнеса — важно.
На основании чего делаются выводы? Какое впечатление произвели вы, и какими знаниями о человеке обладает наблюдающий — на основании этого выявляются сильные и слабые стороны вашей личности. Если другая сторона обладает многими знаниями о человеке, вы можете подвергнуться незаметному психологическому убеждению.
Овладение такими навыками коммуникации чрезвычайно важно не только в бизнесе — важно везде, где возникают ситуации переговоров. Даже в семейной жизни. Способ обучиться навыкам коммуникации — это прежде всего познать и изучить человека на многих уровнях. Если глобально, то это вопрос взаимодействия разных уровней вашего разума, включая эмоциональный и социальный интеллект, которыми нужно уметь управлять.
Для этого прежде всего необходимо понимание целостной концепции обычного человека, как говорят философы. Имеется в виду системная структура человека, знание которой помогает понять, почему человек действует так, как он действует.
Что надо понять в целостной концепции человека?
1.Человек руководствуется генетической программой, унаследованной в результате развития человеческого вида — это «человеческая природа».
2. Человек руководствуется собственной генетической наследственностью.
3. Человек руководствуется поведенческой программой, которая заложена в его типе личности.
4. Человек руководствуется своими верованиями.
5. Человек и окружающая среда неделимы.
Все эти пять пунктов влияют на то, как он адаптируется к культуре, организации, группе, семье — влияют на его поведение.
Коммуникация как предмет включает в себя более 25 направлений науки, изучающей человека. Перечислю только несколько: социальная психология, эволюционная психология, меметика, философия, антропология, классическая психология, кибернетика, моральная философия, культурология, биология, нейробиология, нейрофизиология, генетика, этика и т.д.
Затрону этику. Этика — важная и суперактуальная тема, о которой последние десятилетия в нашей стране было принято умалчивать. Этика — это частично врожденный навык, данный нам природой — понимание того, что есть правильно, а что неправильно. Она имеет биологические корни. Культурная эволюция увеличила ее значение.
Этика, нехватка которой стала заметна как в политике, так и в бизнесе, в последние года два потихоньку стала поднимать многие вопросы. Ее пытались заменить словами «корректно», «некорректно», особенно популярно говорить «политически некорректно», если хочешь заткнуть своего противника. Но это не одно и то же.
Сегодня этические дебаты поднимаются в сфере бизнеса, и все больше и больше слышатся разговоры о выборе ценностей в суждениях бизнесменов. Это радует, так как этическое начало и этическое мышление напрямую связанны с эмпатией. А эмпатия — важный фактор отличия нас от Искусственного Интеллекта, на который надеется половина человечества.
В чем наше отличие от искусственного интеллекта? Сегодня, во времена развития Искусственного Интеллекта и роботов, надо четко понимать, что законы человеческой межличностной коммуникации остаются незыблемыми! Поэтому навыки эффективной коммуникации становятся еще более актуальными. Об этом заявили даже и на Всемирном экономическом форуме. Там выделили шесть продвинутых навыков, которые не сможет воспроизвести ИИ, и посоветовали развивать их тем, кто хочет сохранить свое место на рынке труда.
Вот эти шесть навыков:
1. Умение вести невербальную коммуникацию. Нужно улучшить нашу способность слышать клиентов, понимать, что они чувствуют, и научиться выражать теплые чувства, которые выходят за вербальные рамки.
2. Умение проявлять эмпатию к клиентам. Способность проявлять глубокое сочувствие к клиентам — это важный навык, который позволит использовать коммуникацию на более высоком уровне. Он предполагает развитие социального интеллекта, а также способность «читать» человека, предвидя его реакции и желания.
3. Способность управлять ростом. Менеджерам необходимо развивать «способность управлять ростом». Она выражается в том, что управленец умеет поддерживать членов команды и успешно развивает способности наставника. А это уже схоже с навыком лидерства, а не просто менеджмента.
4. Способность поддерживать других сотрудников. Необходимо уметь поддерживать участников команды, которые попали в трудную жизненную ситуацию.
5. Способность «управлять коллективным интеллектом». Это способность управлять членами команды, и прежде всего уметь объединять их. Это способность выражать видение, которое волнует членов вашей команды. Это способность управлять своим Эго и создавать среду, в которой участники могут выйти за пределы личного я, научиться слышать и сотрудничать друг с другом.
6. Способность развивать и продвигать новые идеи. Креативность, которая требуется в корпоративной среде, подразумевает гораздо больше, чем просто предложение новых идей. Это и навыки ситуативного лидерства, и актерского мастерства.
Все это вместе называется навыками психодинамической коммуникации.