Тренировать мозг требуется до тех пор, пока он вам нужен. А если учесть его приоритет над всеми остальными структурами тела, то именно его и необходимо развивать в первую очередь.
Как рассказал Алексей Андреев (нейропсихолог, главный тренер проекта NeuroFitnes.ru), он вместе с командой разработал эффективную систему тренировок для мозга (а через него — и тела) — нейрофитнес. Ученый уверен, что к мозгу нужно относиться, как к телу: если его тренировать, то он развивается, а если нет — деградирует. Здесь речь идет в первую очередь о структурном изменении, т. е. создании новых нейронных связей на физическом уровне.
Алексей, расскажи, чем ты вообще занимаешься?
— Я создаю тренажеры для мозга — нейротренажеры для работы персонально с человеком. Это будет комплекс упражнений для решения конкретной задачи. Для организаций (например, для Райффайзенбанка, ЦФТ, ИТ-компаний технопарка) я провожу групповые тренировки и тренинги, развивая у сотрудников так называемые hard skills. Глобально создал и развиваю клавиатурный нейротренажер, с помощью которого мы совместно с Новосибирским государственным университетом и нейрофизиологами ФГБУН Научно-исследовательского института нейронаук и медицины проводим исследование.
Если кратко и для «чайников» — в чем идея твоего исследования?
— Суть исследования — показать, что печать на клавиатуре по определенным правилам улучшает работу мозга: помогает детям лучше учиться в школе, пожилым — исключить проблемы с деменцией, трудоспособным взрослым — быть более эффективными на работе. Наиболее ощутимый материальный эффект достигается в больших компаниях: на 100 человек получаем экономию 6000 рабочих часов в год за счет увеличения эффективности работы.
«Эффект достигается путем улучшения работы мозга через тренировку биполярных движений рук и мелкой моторики пальцев. Этот эффект давно используется в логопедии, при работе с ДЦП, Паркинсоном... Мы лишь адаптировали идею с учетом современных возможностей».
Есть исследования, показывающие, что такой же эффект получается при игре на пианино. Но его надо купить, найти преподавателя, а клавиатура и интернет есть в каждом доме. Плюс — тренировка на клавиатуре по нашим алгоритмам за счет использования трех сенсорных систем (зрение, слух и, главное, — моторная память) формирует у детей 100% орфографическую грамотность.
Но клавиатурный нейротренажер тренирует только 30% моторной коры. Если нужно больше, у нас есть еще более эффективная система тренировок мозга — нейрофитнес.
Кому нужен нейрофитнес?
— Нейрофитнес нужен тем, кому нужен мозг. Уже давно понятно, что в здоровье первична работа мозга. Именно мозг отдает сигнал мышце, спазмирует ее, чтобы зафиксировать позвоночник и так защитить позвонки. Именно мозг решает — давать сигнал боли или нет. Моя система тренировок — для всех, кто хочет завтра стать здоровее, чем сегодня, и для тех, кто хочет постоянно улучшать работу мозга, чтобы он адекватно реагировал на стресс. Причем тренировка мозга — это процесс, а не конечный результат. Как нельзя наесться на всю жизнь, так же невозможно набраться здоровья и потом всю жизнь ничего не делать.
Например, сейчас я веду цикл, который в простонародье называется растяжкой. Но уже весь прогрессивный мир давно растяжкой не занимается. В реабилитации говорят «улучшаем подвижность сустава» — за счет работы с положением кости и подвижностью нервов. А в некоторых случаях нужно переучить мозг пользоваться суставом после травмы. Это нужно не только детям.
То есть существует школа, где ты тренируешь?
— Существует методика. За пять лет практики сформировалась методика для трех групп:
- дети, которые по какой-либо причине не могут заниматься самостоятельно. Это группа, в которой родители занимаются вместе с детьми;
- дети до 14 лет, готовые физически и психически заниматься самостоятельно;
- все старше 14 лет. В этой группе занимаются все взрослые, желающие развивать мозг через тренировку тела.
Я провожу как персональные занятия, так и групповые тренировки. Для организации, например, это лучший вариант тимбилдинга.
И все-таки в чем состоит развитие структуры мозга? Что именно происходит? Всем ли это доступно?
— Мозг реализуется и развивается через движения. Во время занятий математикой, английским и другими предметами систематизируется и используется то, что уже было наработано телом в движении. Это как с компьютером: сначала нужно подключить память, процессор, то есть железо (хард), а потом уже устанавливать программы (софт). Так и с мозгом: сначала формируется структура на физическом уровне, а потом мы учимся ею пользоваться. Чем лучше структура мозга (мощнее процессор), тем сложнее и быстрее будут решаться задачи (на компьютере запускать более сложные программы).
Мозг, как мышцы: тренируешь — развивается, не тренируешь — деградирует. И когда мы говорим о развитии мозга, то речь идет и о структурном изменении, то есть создании новых нейронных связей на физическом уровне. Тренировать мозг нужно до тех пор, пока он вам нужен. А если учесть его приоритет над всеми остальными структурами тела, то именно его и нужно развивать в первую очередь.
Что происходит на тернировках? В первую очередь мы настраиваем сенсорные системы — зрение, вестибулярный аппарат, проприоцепторы — все системы интерпретации информации о положении тела в пространстве и внешней среде. Если мозг обрабатывает эти сигналы правильно, то и обратный сигнал он дает верный. Например, если в маршрутке укачивает, то, значит, вестибулярный аппарат неправильно обрабатывает входящий сигнал, на что и реагирует мозг.
Есть ограничения по возрасту?
— Для разных возрастов — разная сложность. А актуально ли улучшать работу мозга? Я думаю, это нужно в любом возрасте. Взрослым это, кстати, особенно важно. Например, чтобы проявить уверенность на работе, когда нужно на кого-то рявкнуть, кому-то улыбнуться. Сейчас есть модное название «эмоциональный интеллект». Все говорят, что он нужен, но как его тренировать? Если подойти со стороны примитивных рефлексов, то тренировать «эмоциональный интеллект» — это отработка примитивных рефлексов. Все, кто у нас тренируется, отмечают изменения: организм по-другому начинает реагировать на стрессовые ситуации.
Кто из взрослых к вам ходит заниматься?
— Преимущественно мои клиенты — это врачи, психологи, педагоги, неврологи, нейропсихологи и ТОП-менеджеры, владельцы бизнеса, то есть люди, обладающие достаточной квалификацией, чтобы увидеть ценность в развитии мозга, и готовые погрузиться в процесс на год, не ожидая результатов через неделю. Массовым этот вид тренировок не будет. Это для избранных.
На нас и так обычно смотрят с удивлением и непониманием, потому что мы делаем все не так, как принято в фитнесе и спорте. Например, мы делали с клиентом базовые упражнения из пауэрлифтинга: присед, становую тягу и жим лежа. Но мы отрабатывали стабилизационную функцию суставов и спиральные функциональные мышечные цепи, поэтому во всех упражнениях вес был только с одной стороны. Представьте: человек приседает со штангой, делает жим лежа и становую тягу, а блины только с одной стороны. В течение всей тренировки к нам подходили люди и искренне напоминали, что мы забыли повесить блины с одной стороны. А когда мы работаем в зале для борьбы, то ползаем, отрабатывая различные примитивные рефлексы, и это тоже выглядит непривычно.
Вот ты, например, говорил, что есть рефлекс паралича при страхе (РППС). Есть какая-то готовая схема, по которой можно его отработать?
Примитивные рефлексы обеспечивают ребенку выживание, пока зреет нервная система. Потом они интегрируются в сложные движения. Если какой-то рефлекс остался, он будет всю жизнь забирать силы, мешать.
Например, РППС будет ребенку мешать отвечать у доски, а взрослому — делать презентацию перед аудиторией. В любой стрессовой ситуации тело будет сковываться: даже если ребенок дома все выучил, у доски он просто не сможет открыть рот. Тело будет сковано — и гопники заберут телефон без сопротивления.
Для каждого рефлекса есть комплексы упражнений, поз и движений, которые уменьшают влияние рефлекса, полностью интегрируются в сложные движения и больше не мешают. На тренировках мы отрабатываем все основные примитивные рефлексы. Например, одно из упражнений — мы кидаемся друг в друга теннисными мячами. Это больно, но безопасно. Если при попадании человек начинает «страдать», вместо того, чтобы продолжить защищаться и кидать в ответ, значит, рефлекс не отработан. Это диагностическая фаза. Далее в процессе игры идет отработка рефлекса, и в конце концов ребенок либо убегает/уворачивается, либо нападает. Это нормальная реакция нервной системы: бей или беги.
Правильно ли я понимаю, что, если отработать сосательный рефлекс, то человеку, например, будет легче бросить курить?
— И курить, и жвачку жевать, и есть на ночь, и болтать без умолку (смеется). Все, что провоцирует ВНЧС, организму будет просто не нужно. Если рефлекс не отработан, мозг будет считать, что надо выживать, и запускать для этого рефлексы. По сути, неотработанные примитивные рефлексы — это и есть отстающая в развитии психика, то есть психика малыша. Поэтому в психологии так эффективно работают телесные практики. Никакими разговорами рефлекс не отработать — только движениями.
Как тренировать моторную кору?
— Канадский нейрохирург Пенфилд (с 1958 г. — иностранный член Академии наук СССР) провел исследование, которое уже полвека используют неврологи всего мира. Он показал связь различных участков мозга с телом. Оказалось, что 30% мозга выделено для управления пальцами рук, 30% — для речи и 20% — для управления стопой. То есть, когда мы делаем упражнения для мелкой моторики, занимаемся пением и правильно ходим, то тренируем 80% моторной коры.
Самым занятым моим клиентам я даю программу именно на кисти, голос и стопы. Это можно делать в машине, в самолете. Периодически запускаю марафоны по разным темам: работе с теннисными мячами, пианино для мозга и т.д. Для интересующихся этой темой есть готовые комплексы развития мозга с разными инструментами: мячом, черенком от лопаты, палкой, клавиатурой, резиновой петлей и т.д. Я вообще люблю простые тренажеры, потому что главное — понять принцип. Поймете принцип — сможете сами себя тренировать с любым оборудованием.
Для чего еще в жизни может пригодиться нейрофитнес?
— Если есть задача научиться чему-то новому (например, освоить сноуборд), то нужно начать с нейрофитнеса — настроить все сенсорные системы и потом идти к тренеру по сноуборду. Вы и ему облегчите работу, и себе здоровье сохраните, потому что тренер по сноуборду не будет заниматься настройкой вестибулярного аппарата.
Другими словами — я занимаюсь (общей и специальной) физической подготовкой, которую можно использовать для решения любых двигательных задач.
Я так понимаю, что вся эта информация не вчера появилась. Как так вышло, что она не получила повсеместного развития? Это же прорыв.
— Да, я от себя вообще ничего не придумал. Все это есть по отдельности в работе узких специалистов: неврологов, логопедов, реабилитологов, нейропсихологов. Я — переводчик. Моя работа заключается в том, чтобы собрать научные достижения и перевести их в конкретные упражнения.
Но есть более глобальная проблема: в России привыкли «переживать неприятности по мере их поступления». И за эту фразу Жванецкому, при всем к нему уважении, у меня большая претензия. Во-первых, переживать вообще нет смысла. Если уже случилось, то волноваться поздно. Если еще не случилось, то зачем тратить энергию? Во-вторых, решать проблемы нужно заранее, превентивно. Мы ведь зимнюю резину покупаем заранее, а не когда гололед начался (смеется).
Как это — превентивно? Болезни ведь еще нет...
— В этом и проблема. Мы привыкли лечить больных. А детей, которые сами едят, до школы как-то доходят, школьную программу с горем пополам осваивают, считают здоровыми. У нас множество организаций, помогающих больным и нуждающимся, куча роликов про детей, больных раком, которым нужно помочь. Но у нас нет привычки развивать и помогать тем, кто пока «в норме». В нашей культуре нет такой функции, а в обществе нет запроса. Если бы мы хотя бы 30% ресурсов, которые идут на такую помощь, направляли на развитие «нормальных», то через два-три поколения эти «нормальные» сделали бы в нашей стране так, чтобы всем «нуждающимся» хватало бы всего. Помогать и поддерживать нужно тех, кто будет нас кормить через 50 лет. Но это длинная игра, и русские в нее играть не умеют, в отличие от китайцев, например.
Это хорошо понимают те, кто сплавлялся хоть раз по горной реке. В экстремальной ситуации спасают сначала инструктора, т.е. того, кто знает, как спасти остальных.
Я так понимаю, массовой твоя методика так и не станет?
— Массового распространения методики нет, потому что нет в обществе запроса на качественное, эффективное развитие «нормальных» детей. И у родителей нет понимания, что именно развивать в детях, так как они не в курсе и не могут оценить, чем секция дзюдо лучше/хуже нейрофитнеса. Дзюдо — это спорт президента Путина, тут все понятно. А нейрофитнес непонятен, и для оценки у родителя квалификации не хватает. Поэтому ведут по привычке на то, что ближе (логистически, душевно).
В маркетинге есть принцип: нужно встать настолько близко к клиенту, чтобы заслонить собой конкурента. То есть мы платим тем, кто сам к нам приближается максимально близко и максимально агрессивно. Это важный и нужный навык, если мы хотим научиться себя продавать. Но если нам нужен тренер, врач, то критерии выбора должны быть другие. Нужно обращаться не к тем, кто предлагает свои услуги, а уметь находить тех, кто может решить поставленную задачу. Но для этого нужно сначала эту задачу сформулировать...