Эксперты международного строительного форума и выставки 100+ TechnoBuild поделились мнением о том, как будет развиваться транспортная система, и почему автомобили отходят на второй план.
Единственный вариант, позволяющий увеличивать плотность застройки в крупных городах России, — «безавтомобильное» жилье, заявил директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин на Форуме 100+ TechnoBuild.
Эксперт отметил: уже очевидно, что в будущем жители крупных российских городов по примеру европейских перестанут ездить в центр на собственных автомобилях, будут ходить больше пешком и активно пользоваться шеринговыми сервисами, выбирая в мобильном приложении оптимальные способы передвижения.
Также он считает, что в качестве общественного транспорта предпочтителен рельсовый, при этом альтернативой метро могут быть современные трамваи и пригородные электрички, «введенные в тело города».
Ограничение автомобилизации — это неизбежность, согласна с экспертом из ВШЭ директор по продукту компании «Брусника» Елена Еременко. Она отметила, что город заинтересован в снижении числа автомобилей, так как строительство инфраструктуры не успевает за темпом автомобилизации. Вместе с тем, по ее мнению, пока градостроительная политика многих регионов идет вразрез с этими принципами, парковочный норматив при строительстве многоквартирных домов продолжает повышаться, тогда как подходить к парковочному нормативу необходимо дифференцированно, синхронизировать с планами развития транспортной системы.
Руководитель службы по связям с государственными органами Яндекс Go и Маркет Александр Высоцкий отметил, что общество идет в сторону единых приложений — как коммерческих, так и городских — однако, по его словам, Mobility-as-a-Service (MaaS, мобильность как услуга) — пока еще только концепция. Чтобы это реализовалось, нужны единые билеты на весь городской транспорт, льготные билеты, абонементы, а также возможность для горожан составлять мультимодальные маршруты, считает эксперт. Также, по его мнению, необходимо, чтобы весь транспорт был охвачен мониторингом, а в систему гортранспорта были включены самокаты, каршеринг и такси.
Партнер и технический директор Systematica Равад Чубасси сообщил, что для анализа транспортных систем необходимо активнее использовать Big Data. Один из главных вызов для городов, как он считает, — постоянно меняющаяся парадигма использования транспорта — в этих условиях необходимо анализировать и планировать транспортные потоки. Это может помочь решить часть транспортных проблем: с помощью технологий можно также проанализировать пешеходные потоки, увидеть, как люди передвигаются по тротуарам, насколько эти тротуары безопасны, отметил эксперт.
Генеральный секретарь POLIS Карен Ванклейсен считает, что во внедрении MaaS есть большие перспективы. По ее словам, необходимо объединить усилия, чтобы интегрировать мобильность в системы городского транспорта, и это потребует новых подходов к партнерству между государством и бизнесом.
III Международный форум и выставка 100+ TechnoBuild проходит с 5 по 7 октября на площадке международного выставочного центра «Екатеринбург-ЭКСПО». В этом году его тема — «Диалог регионов». В рамках 100+ TechnoBuild проходит более 120 секций, участвует 225 экспонентов из 9, стран-участниц выставки. Мероприятие проводится ежегодно в Екатеринбурге при поддержке и участии министерства строительства и ЖКХ РФ, правительства Свердловской области.