Меню

Воспитать Бабу Ягу в своем коллективе: как Сбер и 2ГИС IT-школу открывают

Инновационный образовательный проект Сбера, который дает возможность кандидатам от 18 лет бесплатно получить образование в сфере IT, завершает первый отбор в Новосибирске на базе офиса 2ГИС.

Поступить на основное обучение могут все желающие, для этого нужно пройти отборочные испытания на сайте и очно в кампусе.

По оценкам экспертов, за 2020 г. в Новосибирской области количество вакансий в IT-отрасли выросло более чем на 17% и продолжает расти, но пока сохраняется дефицит кадров. Поэтому профессия айтишника стала самой востребованной. Поступление в «Школу 21» не зависит от знаний, результатов ЕГЭ, опыта работы, умения программировать и наличия дипломов. Нужно лишь пройти отборочные испытания, которые выступают стартом погружения в обучение программированию. Как Сбер решил создать фабрику IT-талантов, «Деловому кварталу» рассказал директор «Школы 21» в Новосибирске Иван Чубченко.

За последние 20 лет в России поменялись подходы к образованию, появились новые профессии, сфера IT вышла на первый план. Сбер, очевидно, давно предвидел этот тренд. Как появилась идея создания «Школы 21», опирались ли вы на зарубежный опыт, и в чем для вас была цель и смысл?


— Действительно, сейчас на рынке большой спрос на IT-специалистов, а Сбер — это компания с экосистемой, которая собирает вокруг себя много бизнесов c огромной потребностью в них. Те вузы, которые выпускают специалистов, даже со всей своей мощью, уже сейчас не справляются с потребностями, которые есть у рынка и экосистемы в частности. Поэтому идея открыть свой образовательный проект лежала на поверхности, как и подготовка кадров для себя, поэтому при создании «Школы 21» мы опирались на реалии нашей страны и четкое понимание запросов IT-рынка, в частности на запросы компаний экосистемы. Но мы учитывали опыт европейских стран, где методика коллективного обучения peer-to-peer (равный — равному) успешно помогает готовить IT-кадры для их рынка.

«Школа 21» сильно отличается от вузовского образования как минимум возрастом абитуриентов. Мы принимаем желающих от 18 лет, и к нам приходят уже изначально замотивированные люди, которые осознанно идут учиться новой профессии, а система без лекций, учителей и оценок позволяет подготовить кадры с учетом тенденций рынка. Она учит работе в команде, умению планировать свое время для решения задач и искать информацию в любых источниках, в том числе у комьюнити.

Обучение полностью бесплатное, и мы конкурируем за наших выпускников на равных с другими компаниями, чтобы дать студентам и выпускникам «Школы 21» возможность выбора места работы.

Расскажите про опыт работы «Школы 21» в других городах присутствия. И планируете ли какие-нибудь коллаборации с коллегами по рынку для расширения и масштабирования проекта?

— Первую «Школу 21» Сбер открыл в 2018 г. в Москве, но спрос на IT-специалистов многократно превышает предложение и в регионах, поэтому мы начали работу по открытию кампусов в регионах. В Новосибирске «Школа 21» открывается на базе действующей IT-компании, в коллаборации Сбера и 2ГИС. У обеих компаний очень высокий запрос на грамотных специалистов, которые готовы к командной проектной работе, поэтому такой образовательный проект позволяет выпускать на рынок новые кадры, которые уже на старте будут иметь свое портфолио интересных кейсов, а не теоретических знаний — обучение у нас геймифицировано и проходит без учителей, лекций и оценок, позволяя получать практический опыт с первого дня.

С коллегами по рынку абсолютно точно хотим дружить и делать совместные проекты. Например, намерены поработать по совместным конкурсам с вузами, еще хотим развивать партнерство с компаниями из IT-сферы, которые готовы выступить для наших абитуриентов или студентов и рассказывать о себе, давать представление о рынке. Хакатоны, совместные мероприятия, партнерские скидки, стажировки — все это нам сильно интересно. В Новосибирске пока знакомимся со всеми и устанавливаем контакты. В планах со следующего года — начать реализацию всего придуманного.

Директор «Школы 21» Светлана Инфимовская

Неслучайно после Москвы и Казани «Школа 21» пришла в научную столицу России — Новосибирск. Цифровизация разных сфер экономики и IT-отрасль в регионе находятся на достойном уровне. Традиционно мы наблюдаем высокий интерес к обучению в «Школе 21» — об этом говорит количество поданных заявок. Запланировано, что школа будет выпускать 500 разработчиков в год, и сейчас завершается отбор студентов на основное обучение, которое начнется этой осенью. Уникальность новосибирского филиала в том, что он находится внутри 2ГИС, и студенты с самого начала смогут понять, каким образом все работает — не просто сходить с экскурсией, а посмотреть в реальности, постоянно находясь в этой среде.

Какими результатами в Новосибирске уже можете поделиться, какие перспективы открываются?

— В Новосибирске в «Школе 21» 6 сентября стартовал финальный отборочный интенсив в этом году. Мы начали отбор в марте этого года и всего за пять месяцев набора получили 30 тыс. заявок. Уже в ноябре мы начнем основное обучение первой волны абитуриентов, кто успешно прошел отбор.

Кампус «Школы 21» находится прямо между этажами офиса 2ГИС, что позволяет абитуриентам с самого старта обучения вариться в среде разработчиков, впитывать корпоративную культуру и близко знакомиться с IT-сферой, что очень здорово и полезно.
 

Есть ли мысли пойти в сферу высшего образования с какими-то своими проектами и методиками обучения, которые готовят студентов непосредственно к работе в таких компаниях, как 2ГИС?

— Идти именно в вышку цели нет, но сотрудничать мы готовы всегда. Прямо сейчас налаживаем связи с учебными заведениями региона: звали к нам на экскурсии, делали рассылки, в планах — провести лекции от нас в вузах.


Генеральный директор 2ГИС Вера Гармаш

Запуск проекта такого уровня в Новосибирске — это событие года для всей Сибири с точки зрения развития IT-образования в регионе. Проект станет мощным драйвером для цифровой экономики. Я уверена, что благодаря ему мы увидим и появление новых классных компаний, и усиление уже существующих, и качественно иной уровень подготовки специалистов как для задач экосистемы Сбера, так и для государственных структур. Это очень масштабный проект на длительную перспективу.

 

 

Сейчас много говорят о том, что нужно обучать людей финансовой грамотности, и также очень актуальным становится вопрос грамотности информационной, потому что мы строим цифровую экономику, и без этого уже никак. Как вы считаете, стоит ли делать обучение программированию обязательным предметом для общеобразовательной школы? Информатика, которую там преподают, пока не считается.


— Именно программирование — это все-таки призвание, которое ребенок должен выбрать сам, поэтому обязательное изучение — это не совсем тот путь. А вот информационную грамотность, азы кибербезопасности — например, блокировать экран, когда отходишь от компьютера — точно нужно прививать и давать как можно раньше, в том числе и в школах. Сейчас недостаточно просто хорошо знать свою специальность, необходимо обладать digital-грамотностью и уметь применять ее в своей профессиональной сфере.
 

Как онлайн изменил подходы к обучению, какие принципиально новые тренды сформировались за 2020-2021 гг. в сфере дополнительного образования?

— В период пандемии онлайн-формат обучения вырвался вперед. Из-за бесконечного количества бесплатных вебинаров знания стали доступнее, а люди стали пробовать разное в разных профессиях. Но без единомышленников, с кем можно вживую обсудить темы и задания, учиться сильно сложнее — вокруг тебя нет таких же замотивированных людей. Именно поэтому многие начинают онлайн-обучение, но не заканчивают его.

Методология «Школы 21» построена на системе peer-to-peer, где участники поочередно становятся то тренерами, то учениками. И именно общение вживую, возможность обсуждать и получать знания здесь и сейчас создают магию комьюнити, где все готовы делиться знаниями и передавать друг другу информацию. Тем более, что в современных реалиях IT-специалист не может быть замкнутым интровертом: умение работать в команде и находить общий язык с коллегами — это актуальный и важный навык, который не натренировать в онлайне.

Фото: Алексей Гриценко