Как отразились новые вызовы ковида на международных отношениях, какие тенденции создали в глобальной и российской экономике, и что ждет нашу экономику дальше?
Близится к завершению второй пандемийный год. Российская экономика, как и мировая, за время бушевания на планете новой коронавирусной инфекции Covid-19 пережила серьезные кризисные витки, падение, депрессию, и начала демонстрировать постепенное восстановление, рост и оптимизм. «ДК» поговорил с доцентом кафедры финансового рынка и финансовых институтов Новосибирского государственного университета экономики и управления Эдуардом Коложвари, преподавателем кафедры бизнеса в сфере услуг НГУЭУ Никитой Петренко и кандидатом экономических наук, доцентом кафедры мировой экономики, международных отношений и права НГУЭУ Сергеем Чирихиным о том, как отразились новые вызовы ковида на международных отношениях, какие тенденции создали в глобальной и российской экономике, что ждет нашу экономику дальше, как будут меняться ключевые показатели и каким образом это все будет отражаться на качестве жизни россиян.
На каких товарных категориях продолжат экономить россияне?
Возможен ли дефицит каких-то продуктов?
Н.П. Вообще словосочетание «дефицит продуктов» в наше время больше похоже на страшилку из эпохи СССР. Сейчас в нашей стране нет и не предвидится продуктового дефицита. Кроме того, в соответствии с Указом президента РФ от 21.01.2020 г., была утверждена доктрина, в положениях которой подробно описаны национальные интересы в сфере продовольственной безопасности, выявлены возможные риски и утверждена стратегия. Поэтому возникновения продовольственного дефицита (по основным продуктовым категориям) исключены.
Возможно ли сейчас прогнозировать сезонные колебания спроса на определенные товарные категории?
Н.П. Безусловно, можно прогнозировать сезонные колебания на конкретные виды товаров, в отношении которых представители ритейла ежегодно применяют агрессивные стратегии маркетингового продвижения и в соответствии с увеличивающимся спросом повышают цены. Каждый год перед новогодними праздниками цены увеличиваются, в особенности на востребованные населением конкретного региона товары — это объяснимо и ожидаемо, и в ближайшей перспективе по-другому, видимо, не будет.
Как будет развиваться рынок непродовольственных товаров, возможен ли на фоне всеобщего удорожания кризис перепроизводства, какие товары попадут в зону риска?
Н.П. Вряд ли, производители давно научились прогнозировать рыночную конъюнктуру и соответствующе на нее реагировать. Но, например, в виду перенасыщения рынка бытовой техники этот сегмент, вероятнее всего, ожидает некоторая нестабильность.
Как сейчас себя чувствует экономика вообще, каких цифр по ключевым показателям нам ожидать к концу года, и какие прогнозы относительно ее развития вы можете дать уже сейчас?
Эдуард Коложвари
Если в 2020 г. средняя цена нефти марки Urals была $41 за баррель, то сейчас она $72-74, а в среднем в 2021 г., скорее всего, составит $67. Благодаря этому доходы федерального бюджета растут быстрее плана, появился профицит, который составляет уже больше триллиона рублей. Ожидаемая к концу года величина профицита — около 2,5 трлн руб.
Основные индикаторы экономики страны период к периоду: первый квартал 2021 г. был явно провальным, очевидны спады; второй квартал закрыли со значительным приростом (около 10%) промышленное производство, оборот розничной торговли, строительство и грузооборот транспорта. В экономике растет спрос на рабочие места, фиксируется нехватка 1,5-2 млн человек. Безработица за год снизилась примерно на треть. Вроде бы в стране растет даже начисленная зарплата. Единственное — нет внятного оптимистического тренда на улучшение ситуации с экспортом-импортом. Ждем данные по урожаю, а пока рост ВВП за январь-июль составил 4,7%.
Что касается инфляционных ожиданий и потребительских настроений, то в текущем году мы столкнулись с большим инфляционным скачком. Ожидания повышения цен у населения и предприятий все еще довольно высокие. Вместе с тем, есть ощущение, что рост цен по многим позициям остановился в связи с сокращением спроса. Любопытно, что состояние рисков экономики находится на минимальном уровне, кредитные портфели юридических и физических лиц в текущем году уверенно растут. Инфляция, как ее понимает Банк России, составит к концу года 5,7-6,2 %.
Если говорить о состоянии бизнеса, то, по моим оценкам, до сих пор страдают от запретительных мер туризм, гостиницы и рестораны, индустрия развлечений, креативные индустрии. При этом продолжают расти жилищное строительство, аграрный сектор, переработка и производство продуктов питания, банковский и страховой сектора, а также другие финансовые посредники.
По моим предварительным прогнозам, в 2021 г. мировая экономика вырастет на 5,7%, экономика России — на 5%.
Сергей Чирихин
Как известно, снижение банковской процентной ставки, проводимое в течение последних полутора лет американскими монетарными властями, вкупе с выделением огромных бюджетных сумм на стимулирование экономики и поддержку населения, проводилось с целью нейтрализации негативных социально-экономических последствий пандемии. В результате проведения такой политики, называемой политикой денежного смягчения (хотя кроме этого американскими властями были задействованы и другие рычаги влияния на социально-экономическую ситуацию в стране), экономика США достаточно быстро оправилась от кризиса и вышла на предкризисные показатели уже в начале текущего года. Однако такое раздувание объема денежной массы в отрыве от динамики реального сектора экономики не может продолжаться долго в связи с рисками резкого усиления инфляции.
Поэтому после периода смягчения денежной политики, особенно в таком большом масштабе, как это было сделано в 2020 г. и начале 2021 г., денежному регулятору необходимо после ликвидации существенных кризисных явлений (что уже сейчас в США заметно) повышать банковскую процентную ставку. Результатом такого действия будет замедление роста разогретой денежными вливаниями американской экономики и укрепление доллара. Замедление роста приведет к стабилизации и даже некоторому снижению мировых цен на нефть, прежде всего по причине стабилизации спроса на нее со стороны США. Свою роль также сыграет и увеличение ее предложения на мировом рынке, согласно последнему решению, принятому на совещании стран ОПЕК+. В результате, опять же, возникнут предпосылки для роста курса доллара. Однако если этот курс и вырастет, то ненадолго, так как в последнее время на подобные события ЦБ РФ реагирует весьма одинаково — повышением своей процентной ставки, что в свою очередь приводит к росту ставок по кредитам и депозитам.
Поэтому, на мой взгляд, до конца текущего года нас ждут кратковременная изменчивость курса доллара и рост банковских ставок по кредитам и депозитам. В случае активизации новых штаммов коронавируса и необходимости в этой связи продлить период стимулирования экономики со стороны ФРС эти действия могут быть перенесены на 2022 г.