Какие товары востребованы на рынке бытовой техники в Новосибирске, и как малый и средний бизнес в городе конкурирует с крупными игроками.
Рынок бытовой техники и электроники в России за 9 мес. прошлого года вырос более чем на 16% — до 1,2 трлн руб. В этом году тенденция роста продолжается, в частности в отношении рынка крупной бытовой техники (КБТ): за первые 6 мес. этого года продажи КБТ выросли на 23% и составили 6,7 млн штук. В денежном выражении показатели увеличились на 32%, составив более чем 155 млрд руб. Аналитики Авито исследовали, какие товары востребованы на рынке бытовой техники в Новосибирске, и как малый и средний бизнес в городе конкурирует с крупными игроками.
Необычные последние полтора года принесли с собой повышение интереса к технике для дома и индивидуального ухода. По данным Авито, в 2021 г. спрос в Новосибирске на бытовую электронику вырос на 12%.
С весны прошлого года горожане активно занимались ремонтом, приобретали жилье в период льготной ипотеки, благоустраивали дачи, покупали машинки для стрижки и фены, чтобы минимизировать походы в салоны красоты. Этот тренд, за исключением уходовой бытовой техники, остается актуальным и сейчас. В этом году новосибирцы также активно покупают крупную бытовую технику для кухни и дома: спрос на стиральные и посудомоечные машины вырос на 46% и 33% соответственно, микроволновые печи и плиты стали востребованнее на 27% и 21% по сравнению с прошлым годом. В списке популярных товаров — вытяжки, холодильники и морозильные камеры, — рассказал руководитель категории «Бытовая техника и электроника» в Авито Павел Комаров.
Также из-за устоявшегося у многих полного или частичного удаленного режима растет интерес к технике для работы и учебы дома. В этом году настольные компьютеры не стали менее востребованы у горожан, наоборот — спрос на них вырос на 14%, а товары для них — на 28%. Возвращение к привычному образу жизни не повлияло на отказ от вынужденных домашних развлечений — компьютерные игры, приставки и программы стали покупать на 11% активнее, чем в прошлом году.
Сегодня конкуренция между крупными ритейлерами, федеральные сети расширяют присутствие в регионе. Так, «ПОЗИТРОНИКА» в апреле запустила первую точку выдачи и оформления заказов в Новосибирске. Тогда же сеть «М-Видео-Эльдорадо» заявила о начале приема в Новосибирской области бывшей в употреблении техники в магазинах двух своих сетей, тем самым предлагая горожанам избавиться от старых устройств и подталкивая их к более удобной новой покупке. Нетехнический бренд Westfalikа начал торговать электрическим чайниками и другой мелкой бытовой техникой. Большие компании активно идут в онлайн-продажи, следуя за меняющимися привычками потребителей: в течение пяти лет, по прогнозам аналитиков, объем рынка бытовой техники и электроники в России увеличится примерно на 60% — до 3,2 трлн руб., в том числе за счет роста онлайн-торговли.
На фоне таких масштабных действий крупного бизнеса совсем небольшим компаниям приходится «переобуваться» еще быстрее, чтобы оставаться на плаву, считают аналитики Авито, — предоставлять доставку, оказывать дополнительные услуги клиентам (подключать и обслуживать технику) — стараться зарабатывать, используя каждую возможность. И тоже идти в онлайн. Некоторые стараются максимально дистанцироваться от предложения конкурентов и идти в относительно свободные ниши, отмечают эксперты.
Одно из наших уникальных отличий от крупных сетей в том, что мы продаем бывшую в употреблении технику. Это довольно привлекательный рынок — новосибирцы часто ищут в интернете именно недорогие варианты, они имеют быструю оборачиваемость и не задерживаются в магазине дольше одного-двух дней. Одновременно с этим мы избавляем людей от «головной боли» — забираем старую технику, вкладываемся в ее восстановление и продаем, — рассказал совладелец магазина техники «Сибиряк Новосибирск».
На фоне прогнозов аналитиков об удорожании металлов, полиэтилена и логистики, которые могут подняться на 3–5% в течение уходящего года, и о росте цены на новую технику, такая стратегия выглядит перспективной.
Чтобы не конкурировать с крупными сетями, мы продаем наиболее актуальные игровые и бюджетные сборки на 2011 сокете с процессорами Xeon, которых нет в продаже в крупных сетевых магазинах. Компания торгует компьютерами для геймеров, которым предлагает несколько вариантов сборки системных блоков, соответствующие требованиям современных компьютерных и онлайн-игр. Таких блоков D-Tora продает от 50 до 100 в месяц. У нас, конечно, есть и другие товары — ноутбуки, мониторы, за которым приходит наш покупатель, но наше преимущество именно в специализированных товарах. Доступные цены на другое оборудование и собственный сервисный центр помогают нам поддерживать и развивать долгосрочные отношения с нашими покупателями, — рассказал менеджер компьютерного магазина D-Tora Георгий Чугайнов.
70% клиентов приходит в компанию из онлайна, вкладываться в наружную рекламу в D-Tora не видят смысла.
Клиентов у предприятий малого и среднего бизнеса меньше, чем у крупных сетей, но именно это зачастую позволяет выстроить более тесные и доверительные отношения между продавцом и покупателем, а также иметь более индивидуальный подход, отметили эксперты Авито.
Небольшим магазинам проще и быстрее выявить потребности клиента, решить возникающие у него вопросы, предоставить ему персональную скидку, чтобы склонить к покупке, предложить обслуживание техники, гарантийный ремонт или обмен. Такая практика делает клиента лояльным и повышает вероятность его возврата за новой покупкой. А привлечение «возвращающегося» клиента обходится любой компании всегда дешевле привлечения нового. Никто не отменяет sms и email-рассылок с заманчивыми предложениями. Даже если клиент забудет название вашего магазина, он вероятнее всего узнает его в поисковом списке, — прокомментировал Павел Комаров.
Небольшие продавцы бытовой техники в основном используют онлайн-платформы для привлечения новых клиентов:
Покупка холодильника или плиты — мероприятие нерегулярное, поэтому лояльный клиент вернется к вам, если у вас действительно интересное предложение на то, что ему нужно. Поэтому мы всегда заинтересованы в новых покупателях. Но с пандемией люди стали все больше заказывать через интернет, особенно популярные модели техники. В прошлом году салон столкнулся с угрозой закрытия и быстро вышел в онлайн. На платформе онлайн-объявлений за час завели личный кабинет и настроили рекламу. На понимание, как работать с такими площадками, ушла неделя. В описании товаров не должно быть лишней информации, нужно обязательно указывать верные технические характеристики, а также делать качественные фото, чтобы клиент сразу визуально понимал габариты и состояние товара, без физического осмотра. Выкладывая товары в интернете, предприниматель должен быть готов подробно отвечать на вопросы в чате на сайте — это повышает доверие к вашей компании, — заключил директор салона бытовой техники «Эдельвейс» Денис Паньшин.