Почему люди готовы увольняться из компании, рушить карьеру и терять денежное вознаграждение в нежелании прививаться и борьбе за личные права?
Консультант в области подбора и адаптации персонала Сергей Аксентиев
«Все изменяется, когда изменяемся МЫ».
Г. Эмиэл
Что уж говорить, мы все сейчас находимся в зоне сильной турбулентности — что называется, потряхивает бизнес, как на старой телеге. Бизнес только приучился решать вопросы дистанционно, появились новые веяния в формах и методиках управления, повлекшие серьезные изменения в области рекрутмента, вроде приучили себя — и совсем не страшно… И вот — новая стезя: с ноября 2021 г. бизнесу необходимо обеспечить определенный процент вакцинации своего персонала, причем процент этот должен устремиться к верхней планке. Не так-то просто осуществить эту затею в стране, где отношение людей, наших с вами потенциальных сотрудников, к власти и медицине напоминает остатки былой роскоши дворянства в период правления большевиков: сервиз вроде есть, но отношение к нему уже другое, да и чай из него уже не попьешь. Так и живем.
Я постараюсь раскрыть причинно-следственную связь в нежелании сотрудников следовать рекомендациям правительства, а также порассуждать о том, что же может сделать бизнес для своих команд, чтобы рекомендация все же была реализована.
В статье я обойду лейтмотивы, связанные со спорами — прививаться или нет, так что любителей политических дебатов, возможно, разочарую. Итак, что же происходит — почему люди готовы увольняться из компании, рушить карьеру и терять денежное вознаграждение в борьбе за личные права и нежелании прививаться?
Все достаточно просто и прозаично — это страх перед неизвестным. Да, мы все чего-то боимся, и если страх потери жизни перевешивает страх перед потерей работы и карьеры, то мы, естественно, выбираем жизнь. По большей части, именно это сейчас и происходит в социуме. Пропаганда опасности и неизвестности последствия прививок достигла апогея. Обратите внимание — кто нам рассказывает про безвредность прививок? Правильно: министр, главврач и так далее — те люди, к которым подорвано доверие. А кто — об обратном? Cосед, сват, брат, коллега — и любой человек легче верит тому, кто рядом, кто понятнее.
Таким образом, мы наблюдаем ситуацию, когда аргументы против прививок в совокупности со страхом неизвестности лидируют и не дают возможность реализовать планы по вакцинации. Пиком треугольника взаимоотношений выступает малый и средний бизнес, на которого давит гнет государственной машины, а снизу назревает взрыв среди сотрудников. Если и дальше бизнес продолжит реализовывать поставленные задачи тем же силовым способом, что и ранее (угрозами увольнений), то рискует усилить и без того серьезный кадровый голод. Но в любой ситуации, если ты видишь, что твои подходы не дают результаты, — либо меняй их, либо продолжай кататься по кругу на своей «карусели счастья» — как говорят американцы, rout in (заезженная пластинка). Старые методы всегда дадут старые результаты, готовы действовать по-другому — давайте разберем, как.
Совет 1
Если страх порожден неизвестностью, то раскройте тайну — и страх уменьшится
Рекомендую работодателям проводить регулярные собрания с командой и обсуждать ту самую неизвестность, разбирать, что именно пугает сотрудника, и как компания может помочь ему в преодолении страха перед вакцинированием. Обсудить, что именно в вакцинировании пугает сотрудников — возможно, им нужно донести более детальную информацию о последствиях.
Совет 2
Лидерство на собственном примере
Во все времена войны шли за тем, кто показывал самостоятельное мастерство и отсутствие страха в боях. Почему бы и современному руководителю не показать, что прививаться не страшно. Подключите к этому процессу топов. Если команда вам верна, то она последует вашему примеру.
Совет 3
Пропагандируйте верно
Мы уже затронули мысль, что важно не только то, что мы доносим в рамках безопасности вакцинирования, но и то, кто внутри компании это делает. Выбирайте сильных, так называемых лидеров мнений — через них проще каскадировать те идеи, которые вы хотите донести в рамках заданного процесса. Люди верят в первую очередь тем, кто такой же, как они — так информация воспринимается проще и становится более понятной на ментальном уровне.
Совет 4
Поощряй союзников
Материальную и нематериальную мотивацию никто не отменял. Да, это избитые термины, но они имеют место. Главное — пользоваться правильно. Используйте пропаганду о поощрениях вакцинированных, доносите информацию о процессе адаптации к вакцине, об отсутствии негативных результатов и хвалите тех, кто вас поддерживает.
Совет 5
Прекратите охоту на ведьм
Многие компании в порывах быстрого решения проблем необходимости вакцинации перешли от пропаганды ЗА к истреблению тех, кто против. Вопрос: есть ли смысл в этих деяниях? Принуждение никогда не приносило пользу бизнесу. Сотрудник эффективен на работе тогда, когда он получает удовольствие на всех этапах контакта с работодателем. Наблюдая за тем, как компания увольняет «неверных», каждый член команды волей-неволей может представлять себя «на костре для ведьм». Так что такую практику лучше оставить.
Подводя итог нашему размышлению о способах и методах достижения цели в области вакцинации сотрудников, хочется пожелать бизнесу сохранять в первую очередь человечность и корректное отношение к сотрудникам — такое, какое и они хотели бы получать в ответ. Помните: люди боятся неизвестности, и роль лидера — не пугать ею, а помочь разобраться и преодолеть страх.