«ДК» поговорил с уполномоченным по защите прав предпринимателей Новосибирской области Николаем Мамулатом о самочувствии и перспективах регионального бизнеса.
За время пандемии особенно сильно пошатнулось финансовое положение малого бизнеса. По данным банкиров, отток клиентов из-за закрытия компаний был самым ощутимым в 2020 г. — начале 2021 г., на некоторых сказался отложенный эффект, и предприниматели продолжали сворачивать деятельность летом-2021. Сейчас финансовые организации наблюдают стабилизацию ситуации и говорят о выходе из турбулентности с обнадеживающим оптимизмом. Однако по бизнесу снова грозит ударить непроходящий рост заболеваемости COVID-19.
Ноябрь ознаменовался новым мини-локдауном: традиционные осенние праздники продлили из-за новой волны коронавирусной инфекции, сфера культуры и гостеприимства опять принимает удар на себя: в театры, кино, развлекательные комплексы и рестораны посетителей пускают только со свежим ПЦР или QR-кодом о вакцинации. Сильнее всех HoReCa пострадала и в начале пандемии. «ДК» поговорил с уполномоченным по защите прав предпринимателей Новосибирской области Николаем Мамулатом о самочувствии и перспективах регионального бизнеса.
Давайте вспомним прошлый год: как бизнес переживал локдаун? Я помню, когда приезжал уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов, предприниматели, особенно сфера HoReCa, молили как-то помочь им открыться, чтобы не потерять бизнес. Как тогда удалось разрулить ситуацию, за счет чего рынок вернулся на прежние позиции и снова стал расти? Какой еще бизнес тогда сильно пострадал в регионе?
— Экономические последствия COVID-19 стали серьезным испытанием для бизнеса. Наиболее уязвимыми оказались туристическая отрасль и гостиничный бизнес, общественное питание, услуги, развлечения и транспорт. Наиболее актуальными вопросами для бизнеса стали падение спроса, убыточность, срывы договоров, оплата арендных, коммунальных платежей и кредитов.
В марте-апреле прошлого года, когда все это началось, был самый трудный период, в основном из-за непонимания перспектив. Многие предприятия были вынуждены приостановить работу. А что означает для бизнесмена закрыть предприятие? Денег нет — он не работает, а аренду, зарплаты, кредиты платить надо. В этой ситуации и для сферы HoReCa, и других наиболее пострадавших отраслей, наиболее востребованными и эффективными мерами поддержки стали льготное кредитование, продление сроков уплаты налогов, переход к снижению страховых взносов и субсидии на зарплату. Также, по мнению предпринимателей, сыграли положительную роль продление действия срочных лицензий и иных разрешений, мораторий на проверки и банкротство.
Падение спроса в секторе малого и среднего бизнеса во 2 квартале 2020 г. было компенсировано денежными субсидиями населению и снятием ограничений в 3 и 4 кварталах. Общий объем зарплат был поддержан субсидиями в размере МРОТ и кредитами под 2%.
Нужно отдать должное нашим предпринимателям: они стали адаптироваться к новым реалиям, менять форматы работы, оптимизировать свою деятельность и даже осваивать новые сферы. Пандемия значительно сплотила бизнес, что позволило консолидировать усилия в решении общих проблем — укрепилась роль профессиональных и отраслевых союзов. Совместными усилиями они формировали предложения, разрабатывали санитарно-эпидемиологические регламенты для возобновления работы и т.д. В целом, если смотреть по общероссийской практике, то наш регион оказался среди передовых по снятию ограничений.
Необходимо отметить, что в 2021 г. предпринимательское сообщество позитивно восприняло анонсированные дополнительные шаги навстречу малому и среднему бизнесу, в числе которых — налоговый режим для общепита, смягчение антимонопольного регулирования для малых предприятий, субсидирование ставки эквайринга в системе быстрых платежей.
Сегодня поддержка должна быть направлена на безопасность ведения бизнеса, снижение административной и финансовой нагрузки. Актуальный вопрос — совершенствование налоговых режимов.
С какими проблемами, помимо сложностей получения господдержки и локдауна, обращались предприниматели? С чем приходят сейчас?
— Много обращений поступает с просьбой оказать содействие по различным частным вопросам, которые сложно подвести к общей тематике. По-прежнему наиболее актуальны вопросы земельных и имущественных отношений, размещения нестационарных торговых объектов, аренды, кадастра, строительства и ЖКХ. Следующую строчку занимает необоснованное уголовное преследование, затем — обращения по контрольно-надзорной деятельности, государственным и муниципальным контрактам, транспортным перевозкам, налогам. В последнее время поступает много жалоб, в основе которых лежат споры хозяйствующих субъектов. Это отголоски пандемии — дестабилизация отработанных бизнес-процессов повлекла негативные последствия.
Какой бизнес сейчас чувствует себя лучше всего, а какой пока еще не выровнялся после турбулентности?
— Кризис затронул практически все сегменты малого бизнеса и даже крупные отрасли, поскольку многие цепочки связаны между собой. Сложно сделать срез по отраслям — все очень индивидуально. Исходя из индекса роста МСП по итогам первого полугодия 2020 г., улучшилось состояние в сфере добычи металлических руд и финансовых организаций. К этому можно добавить фармацевтическую и медицинскую отрасль, онлайн-торговлю и услуги. Не сдал позиций продуктовый ритейл. Это те сферы, которых либо не коснулись ограничения, либо в период пандемии появился повышенный спрос. С другой стороны, после снятия ограничений спрос значительно увеличился именно на те виды услуг и товаров, которые были недоступны — та же сфера HoReCa. Сыграл роль эффект отложенного спроса.
Сложно пришлось предпринимателям, которые только открыли свое дело и вложили все финансовые средства, зачастую кредитные. Более плавно прошли этот непростой период предприниматели, у которых были «подушка безопасности» и возможность переформатировать деятельность. В более выгодном положении оказались те, кто работал в белую, и ОКВЭД соответствовал фактической деятельности — они смогли получить максимальную господдержку.
Как удалось снизить административное давление на бизнес за год?
— Здесь необходимо отметить, что вопросы избыточного административного давления долгое время занимали первое место в статистике обращений. Но в последние годы в сфере совершенствования контрольно-надзорной деятельности проведена большая работа, в которую активно включился институт бизнес-омбудсменов. Был создан Единый реестр всех контрольно-надзорных мероприятий, введен жесткий контроль прокуратуры за проведением плановых и внеплановых проверок, принят федеральный закон, в соответствии с которым при первом обнаружении нарушений в ходе проведения проверок малого и среднего бизнеса вместо штрафа применяется предупреждение, продлен мораторий на плановые проверки малого бизнеса и т.п.
Недавно по нашей инициативе состоялось масштабное межведомственное совещание по обсуждению итогов индекса «Административное давление» при участии представителей профильных министерств, регионального парламента, прокуратуры, контрольно-надзорных органов, предпринимательских объединений.
В чем суть индекса?
— Индекс учитывает показатели ключевых надзорных ведомств — в общей сложности порядка 60% контрольных мероприятий. По сравнению с предыдущим годом часть контрольно-надзорных органов улучшила результаты, самая позитивная динамика — в том, что выросла доля предупреждений по итогам проверок, соответственно, уменьшилось количество штрафов.
Важно понимать, что наша область — центр деловой активности Сибири. У нас много предприятий с высоким показателем в риск-ориентированном подходе, и их просто обязаны проверять с определенной периодичностью. Отмечу, что в начале пандемии перегибы иногда возникали, проводились проверки, нарушителей находили и сразу штрафовали. Но сейчас между контрольными ведомствами и бизнес-сообществом региона выстраивается диалог. В течение всего периода контрольно-надзорные ведомства и органы власти проводили неоднократные встречи с представителями рынков, ТРЦ, общепита по соблюдению санитарных требований. Сами предприниматели понимают, что теперь необходимо работать по-новому, в том числе проявляя социальную ответственность.
Сегодня и малый, и крупный бизнес Новосибирска отмечает, что административное давление существенно снизилось. Количество жалоб на контрольно-надзорные ведомства уменьшилось. На совещании мы обсудили вопрос применения нового закона о государственном контроле № 248-ФЗ. Один из принципов госконтроля — «стимулирование добросовестности» — ставит в приоритет профилактические мероприятия над контрольными.
Но, конечно, работу по оптимизации контрольной деятельности нужно продолжать. По итогам совещания решили обобщить и направить федеральному бизнес-омбудсмену предложения по расчету показателей индекса; рекомендовать контрольно-надзорным органам провести обсуждение результатов проведенного совещания; для ослабления административного давления на бизнес — усилить работу по повышению правовой грамотности предпринимателей и разъяснение обязательных требований; увеличить долю предупреждений от общего количества наказаний в тех органах контроля, где этот показатель был низким; уделить пристальное внимание штрафам, наложенным без проведения плановых и внеплановых проверок.
Сейчас работа аппарата Уполномоченного активизирована по направлениям: расширение функций горячей линии (можно задать любой вопрос по проверкам); участие в проверочных мероприятиях на стороне предпринимателя; проведение совместных совещаний с бизнес-сообществом.
На какие механизмы поддержки и помощи могут рассчитывать предприниматели, обращаясь в аппарат уполномоченного?
— Мы видим рост запроса предпринимателей на правовую поддержку. Мы делаем юридическую оценку ситуации и консультируем. В этом большую роль играет наше сотрудничество с pro bono-экспертами (эксперт на безвозмездной основе — прим. ред.). В рамках общественной структуры бизнес-омбудсмена сформирован пул авторитетных юристов и экспертов, имеющих разносторонний опыт правозащитной деятельности. Это позволяет проводить более глубокий и всесторонний анализ обращений, а затем — подготовку правовых позиций по способам защиты нарушенных прав.
В ходе работы над обращениями направляем мотивированные запросы в органы власти и территориальные ведомства с нашей позицией. С большинством территориальных органов у нас заключены соглашения о взаимодействии: с налоговой, прокуратурой, Следственным комитетом, службой судебных приставов, МЧС, инспекцией труда и другими. Со всеми стараемся найти общий язык и инструменты взаимодействия. Прорабатываем актуальные вопросы в рамках совещаний и личных встреч с руководителями органов власти и ведомств, причем многие проблемы сегодня решаем в медиативном, досудебном порядке. Инициируем проведение проверок в различных инстанциях, участвуем в судебных заседаниях. В случае выявления системных проблем работаем совместно с федеральным аппаратом уполномоченного.
Также взаимодействие с региональным парламентом позволяет участвовать в процессе подготовки и предварительного обсуждения изменений в законодательстве по мерам господдержки предпринимателей, защиты их прав, а также вносить свои предложения по актуальным для бизнеса вопросам, основываясь на мнении делового сообщества.
Бизнес Новосибирской области в цифрах
141 тыс. субъектов предпринимательской деятельности зафиксирована в Новосибирской области на октябрь 2021 г. (рост к тому же периоду прошлого года составил 4 субъекта)
65 тыс. самозанятых на октябрь 2021 г. (рост к началу 2021 г. — 15 тыс.)
23,9% — доля населения, вовлеченного в малый бизнес в регионе