Как показывает судебная и антимонопольная практика, правила продвижения бизнеса и распространения рекламы не всегда очевидны.
Предлагаем разобраться в том, какая информация относится к рекламе, что может привлечь внимание проверяющих органов и как нельзя поступать с конкурентами.
Во-первых, что не считается рекламой?
Реклама — это сведения, которые привлекают внимание к компании и ее продукции, поддерживают к ней интерес и продвигают на рынке. Примерно такое определение дает закон.
Не реклама: указатель; вывеска с названием компании; информация, которую требуют размещать законы, и некоторые другие материалы и сведения.
Например, указание производителя на этикетке — это не его реклама, а только соблюдение требований Закона о защите прав потребителей.
Однако есть тонкая грань между рекламой и другими сведениями. Для сравнения:
-
Меню — это не реклама. Но если одно из блюд будет представлено с фото и более подробным описанием, то информация о нем будет признана рекламой. Основание – выделение этого блюда из группы однородных товаров с целью привлечения внимания.
-
Другой пример — вывеска. Табличка с названием магазина без слоганов, сообщений об акциях и прочей явной рекламы не считается рекламой, если размещена у входа, но станет рекламой, если ее выполнить большими буквами и разместить на крыше здания.
Во-вторых, что нужно учитывать при рекламном информировании?
1. Добросовестность
Что считается незаконным? Прикрывать рекламу одного товара рекламой другого (например, продвигать безрецептурный препарат вместо рецептурного, реклама которого запрещена); использовать запрещенные способы рекламы (например, рекламировать алкоголь в общественном транспорте); критиковать в своей рекламе продукцию конкурента и высказывать мнение, которое подрывает доверие к нему. При этом не запрещено использовать бренд конкурента в ключевых словах при создании контекстной рекламы.
2. Достоверность
Незаконно сравнивать, не называя критерия сравнения (например, заявлять, что товар «лучший», «первый» и «номер один», не аргументируя это); размещать недостоверную информацию (например, публиковать фиктивные отзывы); указывать характеристики товаров и услуг, которые не соответствуют действительности (например, о месте и условиях изготовления и т.д.).
3. Соответствие нормам морали
Незаконно призывать к насилию и жестокости; осуждать людей, которые не пользуются рекламируемыми товарами (например, называть успешными в жизни людей, сделавших коррекцию зрения, по сравнению с теми, кто носит очки и контактные линзы); публиковать информацию порнографического характера; использовать бранные слова, а также выражения, дискриминирующие определенные группы людей.
Конечно, это далеко не полный перечень правил, а только некоторые примеры. Есть товары, которые требуют особого подхода: алкоголь; БАД, пищевые добавки, детское питание; лекарства; оружие; ценные бумаги и др.
Специальные правила также предусмотрены для отдельных способов рекламирования.
Рассказываем о последствиях нарушений
Признаки нарушения закона в рекламе могут заметить обычные граждане, конкуренты и проверяющие органы. Последствия зависят от того, кто будет проводить расследование и в чем заключаются нарушения.
Граждане и конкуренты могут подать жалобу в государственные органы. Кроме того, граждане вправе подать иск в суд за защитой чести и достоинства, а конкуренты – о защите деловой репутации или о защите своих прав на товарный знак и иные объекты интеллектуальных прав, которые незаконно использованы в рекламе и бизнесе.
Федеральная антимонопольная служба РФ — государственный орган, профильный в сфере рекламы и защиты конкуренции. Она может наложить штрафы в соответствии со ст. 14.3 КоАП РФ (незаконная реклама), ст. 14.33 КоАП РФ (незаконная конкуренция).
В некоторых случаях реклама может привлечь внимание не только антимонопольной службы, но также прокуратуры, налоговых органов, трудовой инспекции, Роспотребнадзора и иных органов, профильных для вида деятельности компании.
Пример:
Организация завысила число сотрудников в рекламе на своем сайте по сравнению с тем, которое указывает в отчетности.
Если она посчитала работников вместе с уволенными и округлила число в большую сторону, то антимонопольная служба накажет за недостоверную рекламу.
Если число фактически верное, но часть работников работает по гражданско-правовым договорам, то налоговый орган доначислит неуплаченные налоги и взносы, а трудовая инспекция и суд привлекут к ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение трудового законодательства.
Автор: Кислицына Мария Георгиевна
Юрист департамента юридических услуг ГК Umbrella Group
Тел: +7 (383) 373-17-17