Два года пандемии перебаламутили рынок труда: усилился кадровый голод, сменились тенденции. В 2021 г. в топ среди соискателей вошли необычные профессии. Что это значит?
По данным аналитического центра Авито Работы, в прошедшем году соискатели много интересовались подработкой и работой с ежедневной оплатой, а также реагировали на необычные профессии.
Чаще всего пользователи ищут работу менеджером, медианная зарплата которых в 2021 г. в Новосибирске составила 40 000 руб. Все больше работодателям требуются опытные менеджеры по работе с маркетплейсами, интернет-магазинами, социальными сетями, блогерами.
На втором месте по популярности — подработка. В 2021 г. в Новосибирске объявлений от работодателей, где есть ключевое слово «подработка», стало больше на 524% по сравнению с 2020 г. По результатам предыдущего исследования Авито Работы, новосибирцы подрабатывают, чтобы увеличить семейный бюджет, закрыть кредиты и накопить деньги на дорогостоящие покупки. Третий по популярности запрос — администратор, медианная зарплата которых в городе увеличилась до 32 500 руб.
Традиционно высок спрос у россиян и на должности продавцов: работодатели в Новосибирске, например, стали их искать на 189% чаще. В пандемию на 248% вырос спрос и на курьеров. Рестораны и магазины, переходя на онлайн-формат ведения бизнеса стали увеличивать им зарплату. В результате для многих людей эта работа стала хорошим источником основного или дополнительного дохода. Также в топ-10 вошли такие поисковые запросы, как повар, с ежедневной оплатой, бухгалтер, сварщик и электрик.
Также, по данным аналитиков, россияне ищут и креативные профессии. Часто среди жителей встречались кулинары: например, астраханцы искали вакансию сыровара, барнаульцы — пекаря чебуреков, иркутяне — пекаря армянского лаваша, ставропольцы и краснодарцы — пельменщицы, а рязанцы — специалиста по приготовлению самсы. Москвичи тоже хотели бы работать в сфере общепита — пекарями пирожков.
Жители Санкт-Петербурга оказались, с одной стороны, любителями юмора и искали работу актерами массовки comedy, с другой, было также много желающих устроиться заливщиками свинцово-оловянистых сплавов. В Перми, Тюмени и Тольятти жители искали вакансии менеджера по подшипникам, специалиста по детейлингу и водителя самосвала.
Челябинцы хотели бы устроиться драг-дизайнерами (разработчики лекарственных препаратов) и даже продавцами воды класса люкс. Екатеринбуржцы хотели стать альпинистами и экспедиционными археологами. В Новосибирске одним из самых оригинальных запросов оказался замерщик лестниц.
В числе прочих необычных профессий, которые искали россияне: крановщик козлового крана, сборщик ручек, засольщик, протаптыватель тропинок, аналитик баскетбола, оклейщик авто.
«ДК» поинтересовался у консультанта в области подбора и адаптации персонала Сергея Аксентиева, откуда, по его мнению, возник тренд на физический труд, почему люди готовы поменять на него интеллектуальную деятельность и снизить зарплатные ожидания, а также — какие причины вывели в тренд странные профессии.
На текущий момент рынок труда испытывает кадровый голод не только в области IT-специалистов, но и в области линейного персонала. Я бы сказал — особенно в области линейного персонала. Все это заставляет работодателей сдвигать планку по линейным вакансиям, особенно связанным с физическим трудом, вверх. Это приводит к появлению предложений, которых два года назад мы бы не увидели — например, комплектовщик на OZON с оплатой 3500-4500 руб. за рабочую смену. При этом все еще остается на низкой планке заработная плата в социальной сфере. Тем самым рынок провоцирует людей пересматривать свои амбиции и искать или подработку, или полностью уходить в «линейку». Сложно осуждать человека, который выполнял задачи интеллектуального формата за 50 000 руб. в месяц и сейчас понимает, что его менее квалифицированный коллега может заработать больше. Мы идем по пути американского рынка — когда физический труд стал оцениваться выше, чем среднего уровня интеллектуальный. В США, например, зарплата водителя — на уровне среднего управленца. Вопрос — что будет дальше, когда восстановятся границы, и вновь будет приток мигрантов на физический труд. Но пока мы живем в текущей реальности. Что касается роста запросов на нестандартные вакансии, то я бы посмотрел аналитику глубже — соответствуют ли они предложению рынка. Сейчас многие компании придумывают хайповые названия, чтобы привлечь внимание молодого поколения: «обниматель в отдел продаж», «охотник за покемонами» — это не более чем выдумка. Но это работает, и повышаются охваты аудитории. В целом маркетологи в данном случае не зря едят свой хлеб. Отсюда и реакция: «А что, если мне как соискателю поискать что-то необычное». Обратная сторона медали — соискатели зачастую не умеют пользоваться JOB-площадками, и это приводит к некорректному таргету. Я бы не стал на этом делать акцент как на ярком тренде рынка, — прокомментировал эксперт.