Меню

Марина Асаралиева: Максимальный эффект от семи повышений ключевой ставки увидим уже скоро

По прогнозу Банка России, к концу 2022 г. годовая инфляция снизится. Мегарегулятор считает, что именно при низкой инфляции люди и бизнес могут спокойно планировать свое финансовое будущее.

Однако 2021 г. завершился с более высоким ростом цен, чем ожидалось, как в целом по стране, так и в Новосибирской области. Что стало причиной, и когда инфляция начнет снижаться, рассказала первый заместитель начальника Сибирского главного управления Банка России Марина Асаралиева.

На сколько в Новосибирской области за год выросли цены, и какие причины больше других повлияли на этот процесс?

— В декабре годовая инфляция в Новосибирской области составила 9,2%. В целом в прошлом году причины роста инфляции были общими для всей страны. Если говорить о продуктах, то выросли издержки пищевой промышленности и сельхозорганизаций. Больше всего это сказалось на стоимости мяса, мясных полуфабрикатов, колбас и молочных продуктов. Подорожали корма, упаковка, логистика. Производители и поставщики ожидаемо переносили этот рост в конечные цены на полках магазинов. Если посмотреть на ситуацию с овощами, то выросли в цене удобрения. Кроме этого, урожай местных овощей в целом по стране был меньше в 2021 г. В Новосибирской области аграрии собрали хороший урожай картофеля и моркови, но на них вырос спрос из других регионов. Это также подтолкнуло цифры вверх.

В непродовольственных товарах на цены давил спрос, который восстанавливался после первого года пандемии быстрее, чем выпуск продукции. Возможности выпуска все еще ограничены из-за перебоев с поставками. Медленнее восстанавливаются и нарушенные из-за локдаунов и закрытых границ производственные цепочки. По итогам декабря автодилеры Новосибирской области сообщали нам, что в регионе сохраняется высокий спрос на автомобили. А вот их производство пока не подстроилось: по-прежнему не хватает электронных компонентов в тех масштабах, которые необходимы автозаводам.

Рост цен на услуги был менее значительным, здесь во многом действуют противоэпидемические меры. Однако в Новосибирской области в декабре инфляция услуг ускорилась. Операторы связи пересматривали тарифы, включая в их стоимость рост расходов на передачу и хранение данных. За время пандемии люди стали больше пользоваться дистанционными услугами, значительно увеличился мобильный интернет-трафик. Все это требует обновления оборудования, затрат. А это расходы компаний, которые учитываются в ценах.

Как Новосибирская область выглядит на фоне других сибирских регионов по уровню инфляции?

— В декабре Новосибирская область была примерно в середине списка всех регионов Сибирского федерального округа по уровню инфляции. В целом по Сибири инфляция составила 9,1% — чуть ниже, чем у нас. А вот ускорение темпов в декабре по сравнению с ноябрем было самым высоким среди сибирских регионов. Дело в том, что в Новосибирской области выше доля расходов на мясные и молочные продукты. Почти 15% всех расходов на товары и услуги в нашем регионе приходится именно на эти товары. Это очень значительная доля, особенно если вспомнить, что всего в потребительскую корзину для расчета инфляции входят несколько сотен компонентов. Чем больше люди тратят на какой-то товар, тем сильнее изменение его цены влияет на общую инфляцию. То есть цены на мясо, на молоко, на колбасы выросли во многих регионах Сибири, но в Новосибирской области этот рост больше повлиял на итоговый показатель.

А Новый год каким-то образом повлиял на инфляцию? Люди привыкли, что магазины в декабре традиционно повышают цены.

— В своем анализе мы опираемся на годовой рост цен. То есть Банк России сравнивает цены в декабре 2021 г. с ценами декабря 2020 г. Это нужно, чтобы исключить сезонность, тот же Новый год. Или другой пример — цены на овощи. Если сравнивать осенние цены, когда собрали урожай, и весенние — когда запасы уменьшаются, то мы получим очень большой разброс, сильную изменчивость инфляции. Такие качели могут скрыть действительно важные экономические причины, которые влияют на рост цен. Именно такие причины важно учитывать, когда принимаются решения по ключевой ставке, а не сезонный рост цен на картофель или цветы перед 8 Марта. Поэтому мы смотрим на годовую динамику.

Когда можно ожидать замедления инфляции?  

— В ответ на ускорение инфляции Банк России начал повышать ключевую ставку еще в марте 2021 г. Всего в прошлом году было семь повышений, в результате ставка выросла в два раза — с 4,25% до 8,5%. И максимальный эффект от этих решений прошлого года мы увидим уже скоро, в текущем году. Дело в том, что решения Банка России действуют с лагом. После повышения ключевой ставки сначала подстраиваются ставки по вкладам и кредитам. Выросшие ставки делают привлекательнее вклады, а удорожание кредитов охлаждает спрос. Все это в результате влияет на инфляцию. В Сибири средние ставки по вкладам на срок больше года выросли с 4,1% в марте до 7,4% в декабре, по розничным кредитам — с 10,6% в марте до 11,2% в декабре. В результате мы увидели, что отток денег со срочных вкладов прекратился, а годовые темпы прироста потребительского кредитования по месяцам замедлились до 17% в декабре. В среднем за год они составляли 36%. Постепенно этот процесс отразится в инфляции, и она будет замедляться.  

И по поводу статистики: почему так сильно отличаются цифры даже не людей и статистики, а двух ведомств. В январе Новосибирскстат опубликовал информацию, что стоимость минимального набора продуктов питания выросла почти на 20%. А инфляция только 9,2%, в два раза ниже. Почему так происходит?

— Оба показателя рассчитывает Росстат, а причина разницы скрыта в названии. Инфляция в целом рассчитывается по широкому кругу: продукты питания, непродовольственные товары, услуги. Там более 500 позиций. А вот минимальный набор продуктов питания содержит в себе только 33 товара. Продукты этого набора подорожали в большей степени, чем другие товары и услуги — получилась такая разница. О причинах ускорения роста цен мы уже поговорили, они связаны в том числе с мясной и молочной продукцией.