Два новосибирских полигона, принимающих отходы в том числе из области, работают неравноправно, ресурсы одного из них уже заканчиваются, регоператор по обращению с ТКО банкротится — что ждет город?
Депутаты и непосредственные участники освобождения Новосибирска от мусора собрались за круглым столом на площадке Законодательного собрания региона и поговорили о том, какие проблемы сейчас стоят перед городом, почему они возникли, и как их решать. Как всегда, было задано много риторических вопросов, и есть большая неясность относительно того, например, что будет делать город, когда исчерпается ресурс левобережного мусорного полигона (по прогнозам — январь 2023 г.). Да, площади гусинобродского пока еще позволяют принимать отходы, но и там когда-то наступит лимит.
Директор МУП «Спецавтохозяйство» Андрей Зыков рассказал, что МУП эксплуатирует для размещения отходов два полигона — гусинобродский и левобережный. Оба объекта внесены в госреестр объектов размещения отходов и имеют лицензию на осуществление деятельности по сбору, сортировке, обработке отходов 1-4 класса опасности, оснащены весовым контролем, совместно с аккредитованной лабораторией там производится экологический контроль, ведется мониторинг состояния загрязнения окружающей среды.
Полигоны, которые были открыты в советское время, плохо отвечают современным требованиям, есть ряд вопросов и пожеланий со стороны контролирующих и надзорных органов. Но модернизация требует значительных финансовых вложений. Гусинобродский полигон располагается на площади 50 га, свободная площадь для размещения отходов — 13,3 га. Даже по этим цифрам видно, что возможности гусинобродского полигона для реконструкции и приведения к нормативному состоянию есть. На левобереженом же ситуация в корне отличается: для его эксплуатации арендуется земельный участок общей площадью 24,3 га. Ввиду того, что в 90-е годы была допущена ненормативная эксплуатация полигона, сегодня его емкость практически подошла к концу. С учетом внедрения инфраструктуры по раздельному сбору и обработке отходов, срок эксплуатации полигона — не более 1,5 лет, а, по нашим подсчетам, он подойдет к концу в декабре этого года — январе 2023-го. На этом полигоне мы планируем опробовать систему пассивной дегазации, это будут первые шаги по его подготовке к технической рекультивации. По нашим данным, сегодня на полигонах «Спецавтохозяйства» — более 60% объемов отходов региона, именно это приводит к их быстрому наполнению. Сегодня на левобережном полигоне остаточная вместимость составляет 3,5 млн кубометров. Сложность реализации инвестпроектов на полигоне заключается в необходимости инвестпрограммы, которую мы сейчас не можем создать, потому что действует концессия, и в рамках территориальной схемы полигоны закрыты, что практически исключает согласование инвестиционного проекта, — поделился болью Зыков.
Депутат Заксобрания Денис Субботин поинтересовался, куда будут направляться отходы после того, как мощности левобережного полигона закончатся, а также не ляжет ли эта задача на плечи населения, так как возить левобережный мусор на «гусинку» будет намного дороже.
Начальник управления благоустройства министерства ЖКХиЭ Новосибирской области Наталья Аббасова ответила, что потоки будут перенаправляться на другие полигоны, такой опыт, по ее словам, уже есть: когда закрылся полигон СО РАН, отходы перенаправили в другое место, оставив прежние тарифы. Также она отметила, что, помимо гусинобродского полигона, есть и другие, например, бердский.
После этого депутат Горсовета Игорь Украинцев спросил, рассматривается ли вообще в министерстве ЖКХиЭ вопрос смены регионального оператора, а также предложил воспользоваться опытом соседних регионов, где работает несколько регоператоров.
Порядок лишения статуса регоператора утвержден 443 постановлением правительства Новосибирской области, оно регламентирует действия и регоператора, и министерства, и я хочу отметить, что по итогам 2021 г. в отношении «Экологии-Новосибирск» составлен 31 акт о нарушении возложенных на нее обязательств, это является основанием для рассмотрения вопроса о лишении компании статуса регионального оператора. Первое заседание о рассмотрении вопроса лишения регоператора его статуса прошло в конце января, очередное намечено на 8 февраля, — ответил юрист министерства ЖКХиЭ Иван Шульга.
Что касается возможности привлечения нескольких регоператоров, то, по словам Натальи Аббасовой, такие схемы должны приниматься коллегиально, существует специальная комиссия, которая может рассмотреть этот вопрос.
В принципе, все возможно, но, если делить территории между операторами, может получиться так, что кто-то будет «в шоколаде», а кто-то — в убытках, и для создания нескольких зон деятельности необходимы изменения в регулирующие документы, — сказала Аббасова.
Далее прозвучал вопрос о том, может ли «Спецавтохозяйство» взять на себя функции регоператора.
Если город Новосибирск скажет, что мы должны это делать, мы будем, это даже не обсуждается, но сказать, что мы спим и видим, чтобы занять это место, я не могу, — ответил директор МУПа Андрей Зыков.
Заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области Елена Макавчик рассказала о госпрограмме развития системы обращения с отходами производства и потребления, цель которой — совершенствование системы, а также снижение негативного воздействия отходов на окружающую среду. По словам Макавчик, в 2021 г. по программе было завершено строительство площадки временного накопления отходов в Маслянинском районе, завершение строительства полигона в Карасукском районе, закуплено порядка 2500 контейнеров для раздельного сбора мусора. На реализацию программы в прошлом году было направлено порядка 77 млн руб. — 39 млн составили средства федерального бюджета, областной софинансировал 37 млн руб.
В планах на 2022 г. — строительство площадок временного накопления ТКО в Чулымском и Доволенском районах, проектирование таких же площадок в Купинском, Ордынском и Сузунском районах, актуализация схем обращения с отходами, в том числе ТКО. Также планируется начало строительства полигона с применением механизма кредитования из федерального бюджета (проект охватывает Болотнинский, Каргатский и Кыштовский районы). Кроме того, намечена ликвидация несанкционированных свалок, которые появились до 1 января 2019 г.
Замминистра природных ресурсов и экологии Новосибирской области Алексей Севастьянов отметил, что в рамках федерального проекта «Чистая страна» планируется рекультивировать два объекта размещения отходов в регионе — в Пашино и Барабинске. На ликвидацию семи несанкционированных свалок в четырех муниципальных районах из областного бюджета выделено 34,5 млн руб.
После этого Денис Субботин снова задал вопрос, который участники круглого стола сочли риторическим:
Сколько лет будут ликвидироваться свалки, накопившиеся до 2019 года? Хотя бы наши внуки успеют застать реализацию этого плана? По моим подсчетам, это случится лет через 120…
Вопрос повис в воздухе.