«Категорически нельзя «пьянеть» от успеха, так как каждый следующий шаг — это результат в будущем. И если где-то вы позволяете себе расслабиться, то позже это обязательно догонит...»
Генеральный директор ООО «Системы Дион» Денис Прядунов уверен, что пути всех предпринимателей примерно схожи, а препятствия к успеху в бизнесе — только в голове. Достаточно лишь приложить больше усилий.
Как вы пришли в бизнес?
— Отвечая на этот вопрос, я всегда говорю, что предпринимательство — моя судьба. Уже в детском саду на вопрос, кем хочу стать, я отвечал, что директором. Конечно, я не знал, что такое в полной степени директор, но всегда чувствовал, что в этой должности есть много предпринимательского, хоть это и узко по отношению к предпринимательскому делу. У меня было большое желание, а счастливый случай вывел меня на собственное производство. Каждый опыт в найме приоткрывал мне возможность для реализации, но абсолютно раскрыть себя я смог уже в собственном бизнесе.
И все-таки с чего все началось?
— Я начинал (и всем тоже советую) с простого. Сначала просто стал дилером продукции, которой нравилось торговать, а потом захотелось повлиять на ее качество, преимущества, внести свое видение. Так и появилась идея своего производства.
Кто ваши клиенты и велика ли конкуренция в вашей сфере?
— В начале пути рынок был узконаправленным и условно монополизированным единичными компаниями — такими, как наша. Спрос на продукцию также был небольшой. За 10 лет рынок расширился, по нашим оценкам, минимум в 10 раз. Компаний-конкурентов по всем законам рыночной экономики также стало больше в равном соотношении. В начале 2010 г. клиентами были исключительно крупные госпредприятия. В 2020 мы заметили, что интерес к продукции появился у туристического сегмента, спортивных учреждений, школ и детских садов. Еще одним открытием стало то, что рынок физлиц тоже активно использует подобную продукцию, но домохозяйки и охотники выбирают домашние варианты крупных мировых брендов, покупая их в магазинах бытовой техники.
Чем приманиваете клиентов?
— В своей продукции мы используем самые популярные и технологичные решения: сенсорные микрокомпьютеры с собственным программным обеспечением помогают клиентам сушить одежду «умно» и просто. Также мы стараемся делать упор на дизайн настолько, насколько позволяет станочная база и экономика затрат. Одним из комплиментов для нас был отзыв от нашего новосибирского НЗХК, что продукция DION SIBLAB (сушильные печи) работают в круглосуточном режиме уже шесть лет. Я думаю, что это самое главное наше преимущество.
Как думаете, личность (харизма) руководителя компании важна для ведения бизнеса?
— На мой взгляд истинные предприниматели — это всегда харизматичные личности. Это лидеры, которые готовы принимать ответственность и вести за собой. А люди всегда чувствуют эту энергию и неосознанно (или сознательно) идут за ними. Но есть и такие направления, где возможно харизма и не важна. Если это индивидуальные проекты в интернете, судить будут по конечному продукту. Все зависит от масштаба. Харизма — это про отношения между людьми, про команды.
Есть ли (и в чем выражается) специфика ведения бизнеса в Сибири, России?
— У каждого бизнеса — своя специфика. Работая в Сибири, необходимо понимать, что рынок тут отличается от Московского, если говорить о прямых услугах. Тут мы активно ищем возможности, боремся, а там в каких-то сферах поток людей просто «льется», как из крана. Там другие проблемы — в качестве выполнения услуг. Но и здесь, если выбрать направление, которое интересно во всех регионах РФ, и это сфера b2b, то Новосибирск — отличный город для работы. Он и географически в центре России, а рядом Казахстан. Транспортные компании работают как часы.
Если заняться продажами товаров на маркетплейсах, то ограничения по присутствию и вовсе снимаются. Сегодня площадки предоставляют услуги складов, упаковки, перемещения и т.д. Плюс дают тебе готовую аудиторию. Я знаю очень много успешных предпринимателей в Новосибирске, которые продают в фабричных масштабах на одной из ведущих маркетплейс-площадок. Все препятствия в голове.
Как пережили первую волну пандемии?
— Говоря о пандемии, отмечу, что у нас тогда резко остановилась выручка, мы, как и все, не знали, что будет дальше. Было непросто, но потом все как-то восстановилось. Из пандемии извлекли много уроков для себя: например, всегда должна быть финансовая устойчивость на всякие такие случаи. В итоге много бизнес-процессов поменяли, ввели новые принципы работы, которых придерживаемся и по сей день.
Как вы все успеваете, и что помогает не выгореть на работе?
— Удивительно, но после появления в моей жизни жены и детей я стал успевать еще больше. Здесь действительно работает правило, что человек находит время на все, что ему интересно. А когда день полон еще и обязательств, которые необходимо выполнять независимо от желания, ты стремишься найти время и на то, что хочется. Так и получается все успевать. Крепкая семья — это главное мое достижение за последние годы. Думаю, что любые шторма пройдут проще, если дома тебя поддерживают.
Стараюсь регулярно посещать спортзал, это отличная привычка, которая делает не только более здоровым, но и разгружает эмоционально. Также я увлекаюсь малой авиацией и надеюсь, что когда-нибудь смогу позволить себе маленький одномоторный прогулочный самолет.
Ваше дело — всегда тяжелый труд?
— Наше дело — это действительно труд! Как и любое производство в России — это большой труд, и я с большим уважением отношусь к большим заводам и производствам, так как представляю, какие вызовы приходится им принимать, причем в более широких масштабах.
Как вы считаете, ваш бизнес успешный?
— Успешный он или нет — судить нашим клиентам. Для нас главный критерий успеха — это довольный клиент, который приходит к нам регулярно. А таких достаточно. Производим мы с 2013 года: были и взлеты, и затяжные падения, но мы не останавливаемся и всегда идем вперед. Учимся, набиваем шишки, становимся лучше и всегда исполняем обязательства.
Планы, перспективы развития...
— В планах — продолжать улучшать продукты, повышать продажи, обновлять станочную базу, развивать географию продаж. Сегодня мы продаем в России, Казахстане, Белоруссии. Надеемся, в ближайшее пять лет выйти на экспорт вне СНГ.
Что бы посоветовали начинающему предпринимателю?
— Посоветовал бы начинать с малого: устроиться в ту сферу, которая интересна, поработать, увидеть все изнутри, научиться, а потом пробовать сделать лучше. Идти по пути предпринимательства, где будут и взлеты, и падения. Еще важно найти единомышленников, чтобы не замкнуться в себе в сложные периоды. По моим наблюдениям, пути у предпринимателей очень похожи, а если кто-то уже прошел его, то поможет советом и новичку.
Если бы у вас появилась возможность начать дело сначала, что бы изменили/сделали по-другому?
— Относился бы к финансам иначе. Не раздувал бы затраты компании. Категорически нельзя «пьянеть» от успехов, так как каждый следующий шаг — это результат в будущем. И если где-то позволяете себе расслабиться, то позже это обязательно догонит, и будет очень сложно войти в прежний ритм. Еще бы не стал разбрасываться вниманием на другие проекты. Взялся за дело — сфокусируйся только на нем, стань в нем первым и лучшим!