Меню

Китайцы могут увеличить свои автодилерские сети в России до 800 шоурумов

Китайские автопроизводители наращивают дилерские сети в России на фоне рекордного роста продаж. Эксперты Банкавто прогнозируют: до конца года количество шоурумов может вырасти на 10-12%.

Впервые за последние несколько лет российский авторитейл показал прирост дилерской сети: по подсчетам АвтоБизнесРевю, по итогам 2021 г. количество открытых автосалонов в РФ превысило закрывшиеся на 40 единиц и достигло 3623 шоурумов. Наиболее динамично за последний год развивались дилерские сети китайских автопроизводителей. Из топ-10 брендов, открывших в 2021 г. больше всего шоурумов, шесть оказались китайскими, отметили аналитики Банкавто (цифровая платформа РГС Банка).

Абсолютным лидером, по их данным, стала Chery, которая сумела увеличить свое присутствие на российском рынке на 37 новых автосалонов. Таким образом, общее число торговых точек этого бренда в РФ достигло 135. С ней же связано и третье место в рейтинге: премиальный суббренд Chery — Exeed — открыл в ушедшем году 25 шоурумов. 

Среди других китайских автомобильных компаний, которые существенно нарастили свои розничные сети, оказались FAW (+20 шоурумов), Haval (+19), оказавшиеся на четвертом и пятом местах, а также Geely (+12) и Changan (+10), занявшие девятое и десятое места рейтинга, сообщили эксперты.

Активное развитие розничных сетей китайских автомобилей связано с бурным ростом их продаж, не сомневаются эксперты. По данным АЕБ, по итогам 2021 г. авто из КНР были проданы в общем количестве более 115 тыс. единиц, заняв 7% всего российского рынка. А в январе 2022 г. доля китайцев на авторынке увеличилась уже до 10,5%.

Специалисты Банкавто прогнозируют, что в текущем году рост продаж автомобилей из КНР продолжится, а по итогам 2022 г. их доля может как минимум удвоиться, составив 14-16% от всех продаж новых машин в РФ.

Однако, как отмечают аналитики, статистику китайским автодилерским сетям немного портят уходящие с российского авторынка китайские бренды. Например, Lifan и Zotye, которые, сворачивая продажи в РФ, закрыли в прошлом году 13 и 12 салонов соответственно. Также фактически сошли на нет в прошлом году продажи китайских Brilliance и Foton в России — остатки автомобилей распродаются сегодня дилерами с приличным дисконтом, сообщили эксперты. 

Так что, с учетом завершения дилерских контрактов рядом компаний из Поднебесной, сеть автопроизводителей из КНР будет скорее расти в 2022 г. умеренными темпами, а ее прирост составит в районе 10-12% и достигнет порядка 800 шоурумов к концу года (с 715 по итогам 2021 г.).

Дополнительным сдерживающим фактором развития розничных сетей для китайских автопроизводителей выступит процесс насыщения дилерских предприятий в крупных регионах, прогнозирует Банкавто:

Например, у Chery число автодилеров в Москве уже составляет 20, да и у Haval приближается к двум десяткам, что уже является критичным для нынешних объемов продаж этих производителей, и в ближайшее время заставит их «потолкаться локтями» на столичном рынке.

Вторым по приросту дилерских сетей в России стал бренд Chevrolet, которому General Motors недавно разрешили под американским брендом продвигать продукцию узбекского совместного предприятия UzAuto Motors. В связи с этим узбекский автопроизводитель реформирует свою дилерскую сеть, чем и объясняется столь значимый рост ее участников.

Увеличение розничных сетей ГАЗ и Ford LCV (+19 и 15 дилерских центров) связано с общим ростом сегмента легких коммерческих автомобилей в России и со стремлением ведущих брендов закрепить свои рыночные позиции, отметили эксперты.

Что касается японской Subaru, заметный прирост в 14 новых салонов в России этой марки в ушедшем году имеет связь с действиями импортера марки в РФ — японской компании Sojitz Corporation. Весной 2021 г. она выкупила девять салонов у «Автохолдинга РРТ» в Санкт-Петербурге, Архангельске, Вологде, Воронеже, Мурманске, Петрозаводске и Ярославле, открыла новый центр в Иванове, а в декабре ушедшего года перекупила у компании «У Сервис Санрайз» еще три дилерских центра в Москве.

Топ-10 брендов по количеству новых шоурумов за 2021 год

Что касается прогноза по развитию общего количества автодилерских центров в России в наступившем году, то скорее всего оно останется на уровне нынешних 3,6 тыс. Существенных предпосылок для значимого роста продаж новых автомобилей в 2022 г. не наблюдается, а у дилерских предприятий по-прежнему стоят задачи сохранить избыточные мощности авторитейла, которые в свое время закладывались с ожиданиями того, что ежегодная емкость российского автомобильного рынка будет достигать показателей в 3-4 млн единиц, — заключили эксперты Банкавто.