Названный инноватором года генеральный директор компании «Саинтификкоин» Максим Дведенидов рассказал «ДК», почему у российских разработчиков есть перспективы на Востоке.
Максим Дведенидов стал победителем премии «Человек года» в номинации «Инноватор года» за разработку диагностики Covid-19 на газоанализаторе HEALTHMONITOR. Компания «Саинтификкоин» представила эту разработку на «ЭКСПО-2020» в Дубае, а теперь газоанализатор установлен еще и в Технопарке инновационного центра Сколково.
«ДК» поговорил с инноватором о том, как себя чувствует сейчас его сфера бизнеса в России и каковы перспективы зарубежного сотрудничества.
Вы — единственная компания, которая попала на Экспо в российский павильон. Расскажите, что для этого было нужно, для чего это компаниям вообще, есть ли какая-то реальная польза?
— Мы долго развивали свою деятельность на Ближнем Востоке, понимая особую актуальность этого рынка. «ЭКСПО 2020» — это одно из самых масштабных событий не только для стран Персидского залива, но и для всего мира, поэтому наше желание попасть туда вполне объяснимо. Не буду вдаваться в подробности, но в декабре нам удалось установить высокотехнологичный газоанализатор HEALTHMONITOR в Российском павильоне «Экспо». Изначально устройство было выставлено на временной экспозиции Российского экспортного центра. Но вследствие повышенного интереса к разработке компании «Сайнтификкоин» руководство российского павильона решило дальше использовать газоанализатор на первом этаже павильона. Ежедневно в тестировании принимают участие более 250 человек. Люди готовы даже стоять в очереди до получаса.
Если говорить о реальной пользе для компании, то нам удалось презентовать разработку официальным делегациям многих стран, среди которых Саудовская Аравия, Таиланд, Франция, Германия, Люксембург, Мексика, Индия, Иран, Малайзия, Нигерия, Перу и прочие. «Экспо» дает отличную возможность выйти именно на уровень представителей власти, ведь чиновники очень часто посещают павильоны, чтобы сравнить проект собственной страны с другими. Также мы провели ряд важных переговоров с бизнес-партнерами, и впоследствии это может развиться в интересные проекты.
Фото: предоставлено «Саинтификкоин»
Вы сообщили о том, что начали развитие бизнеса в Дубае — как удалось туда зайти, помогло ли в этом как раз участие в «Экспо» или, может быть, какие-то местные партнеры? Какой именно сегмент вы развиваете, почему именно там, и чем интересна новосибирская компания в ОАЭ?
— У нашей компании был небольшой офис в Чехии, и мы пытались зайти оттуда на европейских рынок. Потом случилось печальное событие — нашего ключевого сотрудника не стало. Началась пандемия. Въезд в Чехию стал крайне проблематичным. Мы решили открыть офис в Италии, где у нас есть очень хороший партнер, и вопрос с границами стоял уже не так остро. Параллельно мы поняли, что Дубай по сравнению с Европой имеет значительное преимущество — он открыт. Мы начали участвовать там в разных выставках. Там я познакомился с нашим будущим партнером уже из арабского мира — решили создать совместную компанию на территории Дубая для продажи масок с частицами серебра NANOMASK и природных иммуноактиваторов и нейростимуляторов INONOTUS LAB.
В нашем представительстве в Дубае работает шесть сотрудников, перемещенных из российского офиса. И здесь мы действовали методом проб и ошибок: используя разные варианты поиска людей для офиса в Дубае, пришли к выводу, что отправлять туда сотрудников из нашего офиса в Академгородке во временные командировки — это оптимально. Они погружены в науку, ориентированы на результат и имеют адекватные зарплатные ожидания. Потому что в Дубае мы столкнулись с большим рынком не слишком квалифицированных сотрудников из Пакистана, Афганистана и Индии. Понятно, что это не наш вариант. С другой стороны, есть выходцы из России, достаточно компетентные, но уже вкусившие все бонусы от жизни в Дубае, поэтому они не слишком ориентированы на работу, в которую надо вкладывать много сил и времени. Такой подход нам тоже не импонирует, ведь все мы буквально «живем» нашим проектом.
Сейчас в Дубае мы запускаем продажи газоанализатора. Чтобы выстроить процесс окончательно, нам еще потребуется время. Конечно, в идеале хотелось бы, чтобы цели реализовывались быстрее, но есть объективные факторы, и с этим приходится считаться.
Как науку превращать в бизнес, доводить идею до продукта, выводить его на рынок и получать результат?
— Скажу сразу — это совсем не просто. Нет готовых рецептов. Каждый рынок имеет собственную конъюнктуру, которая в большей степени определяет дальнейшее развитие продукта. С газоанализатором нам удалось попасть в тренд — массовую диагностику бактериальных, вирусных инфекций и различных заболеваний органов. Самое важное, что это интересно не только научному сообществу, но и обычным людям. Газоанализатор будет эффективно работать в больнице, аэропорту, университете, школе, на производстве, ТРЦ и фитнес-центре.
Но я понимаю, что нельзя зацикливаться на чем-то одном. Сейчас мы разрабатываем проект, направленный на получение водорода путем пиролиза метана с использованием химического реактора сжатия на основе двигателя внутреннего сгорания. Это физика в чистом виде. Один из наших ученых придумал эту технологию много лет назад. Но именно сейчас она как никогда актуальна. В мире уже идет переход на возобновляемые источники энергии, в скором времени процесс будет запущен и в России. Поэтому мы тоже хотим попасть в этот тренд. Технология есть, но ее нужно доработать, чтобы вывести на рынок. Мы не инноваторы с фундаментальными решениями, мы используем имеющиеся научные наработки — это наша бизнес-модель. Безусловно, каждый проект имеет собственную специфику выхода на рынок: кому-то нужно очень много времени для запуска продукта, кто-то может сделать это быстро, мы скорее ориентируемся на средние сроки. Если проект социально значим, то реализовать некоторые процессы становится чуть проще. Например, презентация устройств на международных выставках: мы можем это делать как от Российской Федерации, так и самостоятельно, при этом не неся значимых финансовых затрат.
Сколько попыток провалилось и сколько убытков случилось, прежде чем вы вышли со своими инновациями на рынок?
— Мы потратили около трех лет и несколько десятков миллионов. Наверное, можно было бы сделать это все за год и сэкономить на каких-то вещах, но тогда мы бы не получили опыт. А опыт — это бесценно. Когда работаешь в инновациях, очень трудно получить знания из книг или лекций университетов, чаще всего опыт приходит с ошибками, на этапе экспериментов. Главное — осознавать это, работая над проектом.
Фото: Андрей Ковалев. Предоставлено «Саинтификкоин»
Какие существуют законодательные загвоздки при работе на инновационном рынке, все ли нужно патентовать, лицензировать? Много ли бюрократии, которая удлиняет сроки вывода продуктов на рынок?
— В России любят патентовать. Это не секрет. Самое интересное, что часто это происходит еще до момента рождения реального продукта. Патент — это, конечно хорошо, но он тебя не защищает на 100%. Не всем инноваторам первым делом нужен патент, а международный патент с регистрацией в G20 — это уже огромные расходы. Если мы говорим о каком-то глобальном, масштабном бизнесе уровня Samsung, Apple, то там патент важен. А если о каких-то мелких или средних организациях, то этот патент будет лишь защищать от крупной компании, и то не факт. А если вас захочет скопировать мелкий китайский производитель, то в физическом смысле никакой патент не защитит. Как вы будете судиться с сотнями мелких китайских компаний, если у вас нет большого штата юристов-международников? Поэтому иногда инноватор тратит на патент очень много времени и сил, а время идет, и тогда встает вопрос — стоила ли игра свеч?
Вы упоминали в предыдущих интервью о том, что знакомы с механизмом получения помощи от государства. Что это за помощь, на каких условиях ее можно получить, что для этого нужно выполнить, какие? Возможно ли сегодня инновационным компаниям развиваться без господдержки?
— Здесь важен один принципиальный момент — что у компании есть на старте. Не имея первоначального капитала, можно получить поддержку от государства, но она будет очень мала и не даст тех результатов, которых вы бы хотели. Поэтому нам пришлось вложить определенные денежные средства в проекты, о которых я рассказывал выше. И уже в этих реалиях господдержка работает совсем по-другому. Что касается нас, на первоначальном этапе мы не обращались к государству, потому что просто были не готовы к этому — проект был «сырым».
В целом инновационные компании, конечно, могут развиваться без поддержки. Но рано или поздно они все равно придут к тому, что им нужна будет поддержка от государства. И дело даже не в деньгах. Помощь нужна в том, чтобы «пролить свет» на саму технологию. К тому же, имея господдержку, компания сразу же получает больше доверия, становится легче донести перспективность технологии. У нас в стране есть стереотип, что получение поддержки от государства — это сложно и долго. На нашем примере могу сказать, что это далеко не всегда сложный механизм — мы активно получаем поддержку на региональном и федеральном уровнях, с нами работают, все очень открыто и доступно. Мне кажется, что сейчас в России действительно выстроена грамотная система поддержки инновационного бизнеса.
Считаете ли вы, что Новосибирск недооценивает своих инноваторов и дает им мало условий для развития? Почему мы не можем построить здесь свою Кремниевую долину?
— Я считаю, что в Новосибирске вполне может быть Кремниевая долина, это реальная история — у нас есть для этого все. Но процесс усложняется геополитической конъюнктурой. Я думаю, все понимают, что я имею ввиду. Сейчас очень сложно построить Кремниевую долину по подобию США, находясь в оппозиции. При условии, что 70% денежных средств сосредоточены в странах, которые, мягко говоря, относятся к нам нелояльно. Именно по этой причине мы выбрали страны Персидского залива в качестве ключевого рынка — там намного меньше влияния политики. В российские технологии там верят даже больше, чем в западные.