Меню

«Будем думать, что это время возможностей для рынка платных медицинских услуг»

Казалось бы, санкции напрямую не коснулись сферы медицины, однако в целом ситуация, развернувшаяся на мировом рынке, сильно задела медбизнес. Чего ждать предпринимателям и пациентам?

Как санкции коснулись медицинского рынка и сказались на оказании медицинских услуг? Каких именно услуг коснулась внешнеполитическая обстановка и ситуация со скачками курса валют? Что с поставками? Как изменится линейка медицинского оборудования? На какое время рынку для оказания качественных услуг хватит технологического запаса имеющегося оборудования, и что дальше? Есть ли проблемы с обновлением, установкой нового ПО? Приходится ли менять прайс? Ждать ли ограничений по оказанию определенных видов медицинских услуг? Каких трудностей рынок ждет в ближайшее время?

Об этом за круглым столом, организованным «Деловым кварталом» при поддержке маркетингового медицинского агентства «МЁд», поговорили основатель клиники «Санитас» Михаил Андрушкевич, управляющий сетью клиник «СМИТРА», руководитель комитета по здравоохранению «Опоры России» Петр Смиренко, руководитель отдела маркетинга и рекламы клиники «Санитас» Кристина Елизарова, коммерческий директор «Клиники Пасман» Ольга Аверина, генеральный директор СЦПЛБ «Глазка» Илья Смирнов, директор MedMart в Новосибирске Марина Кондратюк, исполнительный директор клиники «Эксперт» в Новосибирске Юлия Кулакова, учредитель клиники Nikadent Елена Пивоварова, директор ООО «Радиационная техника» Василий Ожередов, генеральный директор «БЕЛЛА Сибирь» Гжегож Сулковски, коммерческий директор ООО «БЕЛЛА СИБИРЬ» Катажина Сулковски, учредитель и директор учебного центра и центра по продаже расходных материалов специалистам эстетической медицины «Лэди Лэнд» Светлана Шитикова, менеджер по развитию «Лэди Лэнд» Анастасия Шитикова, руководитель Корпоративной практики ООО «Юридическая фирма «Бизнес и право» Юлия Сташ, исполнительный директор сети многопрофильных клиник 1+1 Алина Исакова, заместитель директора по административным вопросам сети многопрофильных клиник 1+1 Анастасия Логинова, главный врач Группы компаний Центр новых медицинских технологий (ЦНМТ) Елена Трубицина, директор по маркетингу и продажам ЦНМТ Анна Кусанова, заместитель генерального директора сети клиник «Омикрон» Наталья Остроухова, заместитель руководителя Клиники ДОК Яна Пузыревская, координатор проектов ММА «МЁд» Наталья Попова.

Модерировала мероприятие директор маркетингового медицинского агентства «МЁд» Ирина Овдина. Первым делом она задала вопрос, каким образом на медбизнесе отразились экономические потрясения.

Управляющий сетью клиник «СМИТРА», руководитель комитета по здравоохранению «Опоры России» Петр Смиренко ответил, что, как и любой бизнес, медицинский рынок сегодня решает задачки со звездочкой:

«Конечно, мы не могли остаться в стороне от происходящих событий. У всех есть импортное оборудование, требующее комплектующих, у всех есть импортные расходные материалы, и у всех остановились поставки. Например, у нас заранее было заказано и оплачено оборудование, которое не успело доехать — зависло по пути. Понятно, что сложности начались еще зимой, но сейчас, в связи с тотальной перестройкой логистических связей, стало еще сложнее: нам говорят, что поставка будет в лучшем случае в июне-июле. Поэтому и нас не обошла стороной необходимость принимать решения. И, конечно, мы, как и все, начинаем поднимать цены, так как не только оборудование, комплектующие и расходники резко подорожали, он и лаборатории, с которыми мы работаем, подняли цены. Нам тоже пришлось, но пока мы постарались сделать это по минимуму. Стоматология не обошлась без более серьезных удорожаний, потому что некоторые позиции расходников пока невозможно заменить ничем. Конечно, мы рассчитываем, что логистический коллапс как-то разрешится — уже сейчас появляются новые поставщики, новые товары. Возможно, многие или уже посмотрели, или еще посмотрят в сторону тех аналогов, которыми не пользовались ранее. Сейчас рынок однозначно будет меняться — у китайской техники появляется уникальный шанс занять большую долю рынка. Нам не хотелось бы отказываться от производителей с огромным опытом и багажом, от тех, с кем мы привыкли работать и чьему качеству привыкли доверять, но многие вещи могут не вернуться никогда, а у нас есть шанс увидеть, что большой разницы между ними и аналогами нет. Поэтому, вероятно, рынок кардинально изменится. Пока, конечно, сохраняется неопределенность и напряженность, нам непонятны перспективы более далекие, чем один-два дня. Мы — отрасль, заточенная на долговременный эффект, и нам нужно обеспечивать длительные процессы, а не ситуацию в моменте, поэтому мы не можем не беспокоиться о том, что будет через полгода-год. Но пока находимся в режиме ожидания».

Исполнительный директор клиники «Эксперт» в Новосибирске Юлия Кулакова поддержала высказывание о том, что в условиях сильно осложнившейся логистики у медбизнеса снизилась возможность быть мобильным в принятии решений:

«Мы открыли многопрофильную клинику 28 марта, буквально в разгар всей этой ситуации. Но нам очень повезло: мы успели закупить все оборудование. Однако 90% нашего оборудования — импортное, поэтому нам в любом случае нужно сразу думать о приобретении комплектующих. Да, оборудование новое, но его же нужно будет обслуживать. Мы проанализировали ситуацию и поняли, что примерно 50-60% поставщиков все же остались на рынке, но они повысили цены на 20-30% и значительно увеличили сроки поставок. Это надо брать в расчет, чтобы планировать работу. Также сейчас стоит вопрос по комплектующим на высокотехнологичное оборудование, мы проводим переговоры с нашими контрагентами, чтобы как-то обезопасить свою работу, потому что риски поломки есть всегда, даже у нового оборудования. Из этого вытекают проблемы. Первая: если повысилась стоимость расходного материала, медикаментов, оборудования, то это скорее всего повлечет повышение стоимости наших услуг, чего бы нам очень не хотелось, потому что это снижает нашу конкурентоспособность. Вторая: отсутствие комплектующих и увеличение сроков поставок не дают нам быть мобильными в принятии решений, поэтому и внедрение новых услуг, и реализация проектов теперь откладываются».

Возможно ли сейчас хоть как-то удерживать цены? — задала участникам вопрос Ирина Овдина.

Есть себестоимость, и себе в убыток никто работать не станет. Стоимость каких-то услуг пока удерживать реально, у нас еще держатся цены, запланированные на дату открытия,  ответила Юлия Кулакова.

Руководитель отдела маркетинга и рекламы клиники «Санитас» Кристина Елизарова сказала, что цены удерживать пока действительно можно, но не на все услуги, и это точно ненадолго.

«У нас есть позиции, на которые мы заморозили цены до определенного периода — благодаря многопрофильности у нас пока есть возможность субсидирования одних направлений за счет других, но ситуация очень быстро меняется. В стоматологии удержать цены нереально стоимость некоторых расходников возросла в два раза. При всем желании, при всей любви к пациенту держать прежние цены невозможно».

Основатель клиники «Санитас» Михаил Андрушкевич добавил:

«Удержать цены не получится еще и потому, что нужно оплачивать труд врачей. Все обращают внимание на расходники, но главная опасность это стоимость труда, так как растет инфляция. Наш персонал уже начал говорить о том, что стоимость жизни сильно выросла, и скоро прежнего уровня зарплат будет не хватать. Вторая проблема это поставки. Мы хотели сделать очередной прорыв по многосрезовой спиральной компьютерной томографии, купили томограф для коронарографии, но он остался в Японии на неизвестный срок. Мы его уже оплатили, его нам уже отправили, корабль уже вышел в море, но вернулся назад. И объяснений логических нет. Сервисные контракты тоже теперь выполняются невероятно долго. Сильно выросли в цене медикаменты и расходники, и удивительно, что рост произошел из-за изменений курса валют, но когда рубль укрепился, а доллар снизился, цены почему-то не упали логистики «съела» всю разницу. Единственное, что пока нас удерживает на прежнем уровне это спрос и платежеспособность населения, пока мы не видим, чтобы она упала. Конечно, и ковид сыграл роль в формировании спроса на медицинские услуги: население пропиталось идеей, что здоровье это одна из самых важных ценностей. С другой стороны есть тренд на рынке труда, когда людей сокращают или отправляют в долгосрочный отпуск, поэтому сколько продлится спрос, и сколько будет удерживаться платежеспособность неизвестно. По прогнозам, летом будет сильный спад, но мы надеемся, что из-за того, что ехать отдыхать людям некуда деньги останутся, и они перераспределят бюджет на здоровье».  

Стоматология первое направление, в котором произошло неотвратимое повышение стоимости. Что будет дальше? — обратилась Ирина Овдина к учредителю клиники Nikadent Елене Пивоваровой.

«В моей клинике повышения цены пока не произошло, потому что я закупила все расходники впрок, так как было хорошее предложение. Сейчас, если что-то заканчивается, то, конечно, возникают сложности с материалом доктора привыкли работать с расходниками другого качества, нежели такого, на которое сейчас приходится переходить. То, с чем привыкли работать, мы купить уже не можем, а замену врачи не принимают. Конечно, это рождает определенные сложности. Но будем стремиться, будем искать варианты, потому что уйти с лучшего на худшее не представляется возможным. Будем пытаться выходить из этой ситуации, приспосабливаться. Мы уже не один кризис пережили, надеемся, что переживем и этот жизнь расставит все по местам, и то, к чему привыкли, вернется хочется в это верить. Но пока мы, как и все, в ожидании», прокомментировала она.

Второе направление, которое подвержено изменениям это косметология, — отметила Ирина Овдина, — Как здесь переориентироваться на российский рынок, и возможно ли?

Учредитель и директор учебного центра и центра по продаже расходных материалов специалистам эстетической медицины «Лэди Лэнд» Светлана Шитикова ответила:

«Мы занимается дистрибьюцией уже 16 лет, и нынешняя ситуация заставила нас снова «прогибаться под изменчивый мир», хотя мы еще с 2014 года ищем новых поставщиков, не гонимся за брендами, пользуемся своей экспертностью, ищем способы не уронить ни качество, ни результаты косметологических услуг, удешевляя их. И у нас в арсенале есть российские бренды. Но сейчас другие проблемные вопросы: так как мы находимся в сибирском регионе, партнеры почему-то все время предлагают нам закупаться большими объемами. Но мы такие же равноценные партнеры, как и остальные, мы должны соблюдать конкурентные условия нашего бизнеса, должны выбирать из того, что нам предлагают. Но почему-то бытует такое отношение: если хочешь быть эксклюзивным дистрибьютором бери большими объемами. А как это пойдет, какой маркетинг ты будешь использовать это поставщиков не волнует. Эти моменты не дают нам свободы выбора и права пользоваться своей экспертностью. Поэтому мы решили посмотреть другие источники. В России точно есть хорошие продукты. Да, они созданы из зарубежного сырья, значит, нужно искать новые пути поставок этого сырья. Мы опять находимся в состоянии поиска новых возможностей, и даже, можно сказать, ставим эксперименты».

Коммерческий директор ООО «БЕЛЛА СИБИРЬ» Катажина Сулковска отметила, что у них как у поставщиков и производителей расходных материалов тоже возникли большие сложности:

«Мы занимаемся не только поставкой, но и производством перевязочных материалов. Еще в прошлом году мы запланировали строительство складов и предприятия по производству марли, и ситуация, которая произошла сегодня, ускорила наши процессы по созданию производства на территории России. Но это, конечно, не решит наших проблем, все равно мы будем сталкиваться с дефицитом сырья, его все равно нужно как-то завозить, ведь на основе чего-то эту марлю нужно произвести. Поэтому мы, как и все, вынуждены поднять цены. Плюс мы зависим от валюты, которая меняется каждый день. Мы на рынке 20 лет, и никогда еще такого не было, чтобы наше производство ограничивалось таким количеством факторов. Однако поставить процессы все равно можно, альтернатива есть, просто нужно время, чтобы наладить все необходимые цепочки. Мы поставили себе задачу сохранить качество нашей продукции».

Генеральный директор «БЕЛЛА Сибирь» Гжегож Сулковски добавил:

«Помимо сырья, один из главных вопросов сегодня для нас это сервис оборудования, потому что все оборудование, на котором мы работаем западное. Мало того, что инженерам сейчас трудно получить разрешение на въезд в Россию, чтобы ремонтировать это оборудование, но мы столкнулись сейчас еще и с невозможностью запуска оборудования, так как нужны те самые западные специалисты. Чтобы они получили разрешение на въезд, нам нужно совершить множество шагов, это очень долгий процесс. И думаю, что потом сложности с сервисом будут большие, потому что таких фирм, которые могут обслуживать наше оборудование, в России нет. Надеемся, что как-то выйдем из ситуации». 

Что касается поставки медоборудования, то переориентация на Азию начиналась еще в 2018 г. К чему мы пришли сегодня, как в дальнейшем может перераспределиться рынок, останется ли европейское оборудование вообще? — спросила Ирина Овдина участников круглого стола.

Директор MedMart в Новосибирске Марина Кондратюк рассказала, что пока ситуация не позволяет возить европейское оборудование, и рынок переориентируется, как может и куда может:

«По некоторым видам оборудования сегодня есть предложения от китайских партнеров, и можно работать даже в тех бюджетах, которые были еще осенью. Ищем альтернативу, ищем варианты получения документов все процессы очень долгие. Что касается переориентации на азиатское оборудование, то, в принципе, есть неплохие предложения, с более гибкими условиями, с большей открытостью для компромиссов со стороны поставщиков. Поэтому оно однозначно будет на рынке. Есть, правда, проблема в том, что все-таки некоторое оборудование сегодня невозможно заменить азиатским, и даже российские производители не заместят его. Россия почему-то также подняла стоимость на 60-80% непонятно, откуда такое ценообразование. Плюс — увеличиваются сроки поставки, и вопрос никак не решается. Но мы, как и все сегодня, ищем варианты. Наверное, сейчас это наша основная точка роста. Кроме того, как верно отметил Гжегож, существуют большие проблемы с сервисом европейского и западного оборудования даже в хорошие времена наладку ждали месяцами. Поэтому, если сегодня появится альтернатива, рынок развернется туда, а пока опереться не на что. У нас очень мало времени, поэтому будем стараться ориентироваться быстро».

Еще одно медицинское направление, о котором важно поговорить — офтальмология, — отметила Ирина Овдина. — Что сегодня происходит в этой отрасли?

Генеральный директор СЦПЛБ «Глазка» Илья Смирнов также рассказал о проблеме сервиса оборудования:

«Нас также коснулся вопрос необходимости выстраивать логистику по сервису нашего оборудования. Например, в конце февраля у нас сломался прибор, который мы отправили в московский сервисный центр, где нам сказали, что его нужно ремонтировать на заводе в Италии. Доставка прибора туда стоит 220 тыс. руб., его могут не починить, он может оттуда не вернуться, но оплачивать нужно заранее. Поэтому сложности с оборудованием тоже есть, и понятно, что цены на услуги точно у всех поднимутся кто-то выдержит чуть подольше, но к концу лета цены точно вырастут у всех. Пока непонятно, как оптимизировать эти процессы. Пока спрос будет, какое-то предложение мы в любом случае получим. У нас есть сопутствующий оптический бизнес: там на нас стали выходить сами поставщики, что-то предлагать. Глобальных проблем, исключая оборудование, мы в нашей сфере пока не видим».

Заместитель генерального директора сети клиник «Омикрон» Наталья Остроухова отметила, что подготовленные игроки рынка сейчас все же имеют возможность спланировать поставки на будущее:

«Нас тоже коснулась проблема логистики поставки стали дороже, сроки увеличились. Но, так как мы федеральная сеть, и планируем к открытию несколько центров, мы успели закупить оборудование и расходный материал, которого хватит на год-полтора. Это позволит нам пока сдерживать цены, до лета точно. Сервис оборудования мы провели в январе, программное обеспечение обновили, поэтому пока есть задел для работы на какое-то время. Ковид сделал свое дело он заставил нас прогнозировать свою работу и строить планы далеко и надолго. Поэтому мы, можно сказать, подготовились к тому, что произошло сегодня. На российский расходный материал переходить пока не планируем, так как качество сильно отличается от импорта. И поскольку у нас есть время на планирование закупок, то постепенно выстраиваем логистику, чтобы осуществить поставки из США и Германии новыми путями».

Директор ООО «Радиационная техника» Василий Ожередов, работающий на онкологическом рынке, рассказал о том, насколько серьезные проблемы встают перед теми, кто занимается лечением онкологических заболеваний. Однако, по его словам, здесь есть реальные возможности импортозамещения, и рынок уже давно начал двигаться в эту сторону:

«Мы занимаемся оборудованием в сфере онкологии. Последние несколько лет мы готовили свою программу импортозамещения, поэтому к сегодняшней ситуации подошли с некоторыми наработками. На мой взгляд, нынешние времена обнажили тот маразм, в котором находились определенные секторы медицины последние годы. Например, засилье зарубежных компаний. Если брать наш сегмент, 92% оборудования у нас из Европы и США. Если брать электронные ускорители — то 100%. Западные компании выстроили замкнутые системы продаж, которые не позволяли ни нашим участникам, ни поставщикам запчастей или софта, ни сервисным компаниям «прикасаться» к этому оборудованию. Эти системы замкнутых продаж при попустительстве ФАС привели к завышению цен от двух до десяти раз. Сейчас западные компании с рынка потихоньку уходят. Причины две: санкции и так называемая культура отмены на западные компании давят с Запада, поэтому им приходится уходить или останавливать деятельность. Первые ласточки этого кризиса уже наметились: стоимость запчастей увеличилась в два-четыре раза их начали предлагать из-под полы, без документов.

Еще одна проблема: в ближайшее время большинство гамма-терапевтических препаратов встанут из-за отсутствия источников. Чтобы наладить производство российских источников, не нужно никаких инвестиций, из-за этого непонятно, почему этого не делалось раньше! Мы этими проблемами занимаемся. Также мы давно наметили свою программу по производству оборудования, получили удостоверение на новый гамма-аппарат, который планируем собирать вместе с индусами, с большой долей локализации. Также с индусами ведем переговоры по ускорителю. Думаю, что в этом году приступим к работе. Также, думаю, что часть оборудования сможем получать в Белоруссии. Ситуация отнюдь не пессимистическая, возможны разные переориентации, в том числе на китайский и индийский рынок.

Кроме того, как уже отмечали здесь коллеги, есть проблема сервиса: у западных компаний весь софт по обслуживанию техники препятствует использованию «неродных» запчастей это закрывает возможность не своему, а чужому инженеру прийти и что-то наладить. Но кажется, что понимание этой проблемы у государства есть очень много делается со стороны государства по ее решению. Конечно, это решается не сразу, но, думаю, что-то потихоньку сдвинется. Конечно, время идет, и какие-то потери будут, и серьезные потери, но в целом оптимизм есть».

Главный врач Группы компаний Центр новых медицинских технологий (ЦНМТ) Елена Трубицина согласилась с тем, что онкологическая отрасль сегодня пострадала больше всех:

«В 2021 г. мы открыли первый частный центр амбулаторной онкологической помощи. И сейчас видим, что в этой ситуации особенно страдает именно онкологическое направление. В первую очередь наметился дефицит препаратов для проведения химиотерапии.

Второе пострадавшее направление кардиология. У нас есть кардиоцентр, оснащенный дорогостоящим оборудованием, которое когда-то потребует сервиса, и для этого нужны будут специалисты дилера. У нас есть расходные материалы, которые тоже когда-то закончатся. В принципе, до конца года мы постарались сделать запасы всех расходных материалов, но что будет потом пока неизвестно.

Кроме этого, мы так же, как и коллеги, столкнулись с тем, что заказанное и уже оплаченное оборудование, которое мы ждали из Японии, развернулось буквально в море обратно. Теперь ищем пути доставки».

Коммерческий директор «Клиники Пасман» Ольга Аверина поддержала коллег:

«Проблемы сегодня действительно у всего рынка одни и те же. Мы, конечно, стараемся держать цены, но это тяжело. Как уже отметили коллеги, летом в любом случае мы все будем поднимать стоимость своих услуг. И здесь встает вопрос спроса со стороны клиентов: я думаю он будет падать. Проблемы у всех есть, они у всех одинаковые, а решения будут зависеть от политической ситуации».

В связи с этим Петр Смиренко отметил:

Сейчас для всех общественных организаций самое время обращаться за поддержкой, объединять участников рынка, потому что нужно начинать активно бороться за пересмотр некоторых стандартов и процедур, за ускорение процесса сертификации. Хочется эти вопросы наконец сдвинуть с места. Если государство хочет импортозамещения, нормального рынка и нормальной ценовой политики, то нужно уже двигаться навстречу рынку.

Исполнительный директор сети многопрофильных клиник 1+1 Алина Исакова рассказала о других сопутствующих проблемах, которые пришлось решать медцентрам в конце февраля-2022 — это, во-первых, психологическое состояние сотрудников и клиентов, во-вторых — маркетиг:

«Первая задача, с которой мы столкнулись это психоэмоциональное состояние сотрудников: многие переживали относительно нашей позиции по поводу всего происходящего. Нам пришлось на общем собрании озвучить свой взгляд — мы объяснили коллегам, что мы медики, и наша задача лечить, поэтому нужно сфокусироваться именно на этом. Это был первый барьер, который пришлось преодолеть. Вторым моментом стало психоэмоциональное состояние наших пациентов: так как мы все-таки представляем сегмент плановой медицины, то топим за профилактику, а когда так сильно пошатнулась система ценностей, на первое место у клиентов вышла безопасность, поэтому стало сложно говорить на прежнем языке и предлагать позаботиться о здоровье на 40 лет вперед, когда у людей другие запросы, на более близкие периоды. Поэтому мы старались заниматься некоторой «психотерапией», и это быстро дало результаты люди поняли нашу политику. Первые две-три недели клиентский спрос упал, теперь возвращается в плановое русло. После того, как мы наладили состояние окружения и вернулись к проблемам насущным, мы увидели, как ситуация подсветила те вещи, которые мы откладывали на потом это вопросы из разряда ценообразования, финансового планирования, технологических карт. С изменением финансовой политики у поставщиков нам, конечно, пришлось все просчитывать, чтобы везде была маржинальность. Если раньше мы могли себе позволить ввести какую-то услугу просто потому, что захотели попробовать или решили, что она нужна, то сейчас мы так уже не можем. И в этом есть определенные плюсы.

Конечно, мы столкнулись и с «бумажным кризисом» переживали, что не сможем предоставлять клиентам прежний должный сервис, когда случился дефицит бумаги, которая нам необходима для документов, карт и прочего. Это заставило нас смотреть в сторону электронного документооборота. Мы внимательно наблюдаем за коллегами из Москвы, которые отказались от бумажных карт для пациентов. Пока непонятно, как это сделать с юридической точки зрения, но вот столичные коллеги вроде бы научились работать с планшетом, на котором клиент ставит подпись, и юридически она считается действительной. Поэтому мы изучаем этот вопрос со всех сторон и планируем пересмотреть свой подход к диджитализации наших процессов. Что касается поставщиков медицинских лекарственных средств, то мы заключили договор с фармбиокластером Кольцово и стали их базой для клинических исследований. Я думаю, с точки зрения импортозамещения, это, пусть на далекую перспективу, но все-таки верный путь.

Что касается цикла жизни отдельных направлений, то здесь важно формировать спрос на будущие продукты. Мы этим занимаемся, очень много говорим про чекапы, про медицинский туризм. Конечно, мы ждали, что после завершения ковида люди увидят, как важно заниматься профилактикой, вкладываться в здоровье, которое является главной ценностью. Но фокус несколько сбился, и это грустно. Однако мы продолжаем об этом говорить. В общем, первое время после конца февраля-2022 года было тяжело, но когда мы успокоили сотрудников и пациентов и успокоились сами, то увидели все-таки какие-то возможности и начали двигаться перспективными направлениями».

Руководитель корпоративной практики ООО «Юридическая фирма «Бизнес и право» Юлия Сташ рассказала, какие проблемы высветились в отрасли с юридической точки зрения, и какие трудности еще могут возникнуть:

«Мы сотрудничаем с организациями сферы косметологии, стоматологии, ведем их юридически с точки зрения корпоративного структурирования. Действительно, все озвученные проблемы сейчас очень актуальны. Первичная паника, которая была свойственна учредителям, сейчас немного пошла на спад все выдохнули и стали искать альтернативные способы разрешения текущих проблем.

Если смотреть с точки зрения перспективы, то сейчас многие стали задумываться о внедрении каких-то экспериментальных историей искать своим расходникам и продуктам аналоги и заменители. Но здесь есть опасность: если идти в «эксперименты», то это может сказаться на качестве оказания услуг и впоследствии, конечно, у клиентов могут возникнуть определенные юридические претензии. Это проблема, с которой мы можем столкнуться, когда все заместят свои привычные инструменты и расходники на что-то совсем новое.

Положительная сторона ситуации в том, что корпоративные конфликты сейчас отошли на второй план: люди стали больше сплачиваться и объединяться, больше ориентироваться на внешние проблемы, чем на внутренние перипетии.

Что касается электронного документооборота, о котором говорили выше, то это тоже некий эксперимент. Но на самом деле это хорошая перспектива юридически такая возможность есть, она есть и у государства, которое, совершенствуя сервисы госуслуг, как раз старается прийти к полной цифровизации оказания услуг. Единственное, что сложно пока организовать это то, что электронный документооборот должен полностью дублировать бумажный: если у клиники должна быть карта пациента с определенным данными, отметками и подписями, то все эти критерии нужно соблюсти. В общем, юристам во всей этой истории работы тоже прибавилось и прибавится еще».  

Участники круглого стола согласились с тем, что ситуация простимулировала многих ускорить разные процессы и решения, которые до этого не принимались или откладывались.

Ирина Овдина подытожила:

«Я как маркетолог порадовалась тому, что вы вспомнили о своих сайтах, потому что это ваш основной инструмент, который заменяет все возможные другие формы, это приучает ваших клиентов к вашему бренду и удерживает их. Также я считаю, что на перспективу закрытые границы это хорошо для отрасли, так как люди действительно смогут вспомнить о здоровье и направить отложенные для отпуска деньги на профилактику заболеваний или лечение. Что касается нашей зависимости от поставщиков, то эту проблему скорее всего будут решать в ускоренном темпе и в итоге решат, потому что выбора нет. Будем надеяться. Будем стараться переориентироваться и думать о том, что это время возможностей для новосибирского рынка платных медицинских услуг».

Фото: Егор Тиммерман