Меню

Эксперт НГУЭУ: «Криптовалюты — финансовое будущее любого государства»

Ассистент кафедры финансового рынка и финансовых институтов НГУЭУ Алексей Пономаренко поделился мнением о том, что ждет рынок криптовалюты в 2022-м, и нужно ли сейчас в нее вкладываться.

Крупнейшие криптовалюты демонстрируют снижение стоимости. С чем это связано?

— Много факторов. Сейчас снижение показывает не только рынок криптовалют. Фондовые рынки разных стран тоже демонстрируют отрицательную динамику. Происходит общемировой экономический спад, и криптовалюты реагируют на это особенно остро. Также падение рынка обусловлено крахом крупнейшего криптовалютного проекта LUNA

В конце марта Минэнерго призвали ввести майнинг в правовое поле. Что это значит для майнеров?

— Нет никакого значения, будут ли приняты законодательные акты в сфере майнинга. Единственное — налоговым органам это позволит получать в бюджет дополнительные поступления. Но очень сложно заставить официально регистрировать бизнес тем, кто несколько лет делал это анонимно. Майнинговое оборудование, установленное в небольших объемах, и выявить практически нереально.

В феврале Минфин внес законопроект о регулировании цифровых валют — бизнес хотят вывести из тени и легализовать. Что вы думаете об этом?

— Федеральный закон о цифровых финансовых активах, который довольно четко регулировал миссию и использование криптовалюты, вступил в силу в 2021 г. Сейчас несколько организаций в России получили лицензию на работу с ними. Но у нормативно-правового акта есть недостатки. Прежде всего прошу обратить внимание Банка России на недостатки законодательства в части эмиссии и учета цифровых финансовых активов в соответствии с 259-ФЗ.

На мой взгляд, законом предусмотрены излишне жесткие требования к лицензированию компаний (стоимость лицензии и требования к юридическому лицу), которые могут быть операторами информационной системы или операторами обмена цифровых финансовых активов. Нужно понимать, что большинство компаний, занимающихся IT-бизнесом в указанной сфере (особенно операторы информационных систем), которые сейчас существуют на рынке РФ без лицензии, не смогут выполнить требования, а также окупить вложения, затраченные на лицензию.

Помимо этого, стоит дифференцировать оператора обмена, работающего с криптовалютами, и оператора обмена, работающего с цифровыми финансовыми активами, так как последние, неся более значимую практическую нагрузку (пользу), попадают на «одно поле» с классическими обменниками криптовалют и не смогут конкурировать. Это абсолютно разные виды деятельности.

Мы видим, что в связи с допущенными, на мой взгляд, недочетами законодателем и регулятором, в Российской Федерации с момента принятия закона в течение одного года не появилось ни одного оператора информационной системы или оператора обмена, так как получить лицензию нереально и нерентабельно. В то же время отсутствие собственных информационных систем, а также отсутствие операторов обмена порождает тот факт, что многие IT-компании, которые работали с этими продуктами еще до принятия 259-ФЗ, пытаются найти для своей деятельности другие юрисдикции, с более выгодной регуляторикой.

Такими юрисдикциями сейчас выступают Япония, Швейцария, Грузия и некоторые штаты США. Десятки проектов из России, которые используют цифровые финансовые активы для привлечения инвестиций (а это очень распространенная и удобная форма), вынуждены уходить из страны, в связи с чем Российская Федерация получает не просто отток капитала и недополучение налоговых сборов, но и отток интеллектуальной собственности, что более значимо и имеет более сильные негативные последствия.

Второй аспект, который бы я хотел осветить, — это требование законодателя к оператору использовать российские информационные системы, у которых есть недостатки. По причинам, указанным выше, подобные информационные системы до сегодняшнего дня не созданы и вряд ли появятся до изменений законодательства.

Несмотря на не совсем логичные, на мой взгляд, законодательные требования устройства самих систем (как то — восстановление оператором цифровых данных доступа пользователя при утере кода доступа), само использование отечественных информационных систем не позволит развиваться этой отрасли экономики в РФ, так как именно применение ЦФА российских компаний на мировых биржах — основополагающее и приоритетное их качество перед иными финансовыми активами в РФ (акции, облигации и пр.) Сейчас ни одна цифровая платформа мира не использует и никогда не будет использовать информационную систему, созданную в РФ.

Таким образом, сам цифровой актив, выпущенный на платформе любой российской ИС, технологически невозможно будет использовать (покупать и продавать) на международных криптобиржах. Даже создав собственную информационную систему и персональные криптошифровальные базы для хранения активов (криптокошелек в мобильном телефоне пользователя), мы не сможем каким-либо образом побудить их использовать зарубежных инвесторов, которые на протяжении последних пяти лет работают преимущественно в децентрализованных информационных системах: Ethereum, TRON, EOS и пр. Считаю необходимым внесение в 259-ФЗ разрешения использования существующих мировых блокчейн-систем для выпуска цифровых финансовых активов российскими компаниями в порядке, определенном 259-ФЗ.

Какие прогнозы можете дать по топовым криптовалютам?

— Я никогда не даю прогноза. Вкладываться в криптовалюты не рекомендую. Всегда использую их лишь как инструмент передачи финансовой информации.

Что ждет рынок криптовалют в будущем?

— Этот рынок будет расти довольно быстрыми темпами. Его обязательно нужно изучить и работать в нем. Криптовалюты — финансовое будущее любого государства.