Меню

Режиссер Анна Ефимцева: «Если вы идете ко мне — доверяйте»

В июне в Новосибирске презентовали фильм о 10 российских женщинах. Среди героинь есть и новосибирские бизнес-леди. О чем он, для кого и для чего, рассказала режиссер Анна Ефимцева.

Cherchez la femme — гласит французская поговорка, наделяющая женщину особой ролью в жизни мужчин и большим на них влиянием. Но «искать женщину» следует не только там, где нужно объяснение мужских поступков, женщина вообще — причина жизни. Женщина дает жизнь, но не каждая знает, как пройти этот путь правильно, красиво и легко. А, может быть, не знает никто, ведь у каждого свой путь, и для каждого он неповторим. Об этом рассуждает в фильме «Твой лес» режиссер Анна Ефимцева, автор фотопроекта «Природа женщины».

«Деловой квартал» поговорил с Анной о том, почему она любит работать с женщинами, в чем суть ее проектов, помогающих женщинам приходить к своей природе — зачем ей это вообще? И почему в этом всем нет ничего феминистского.

Еще несколько лет назад вы были одним из учредителей event-агентства. Сегодня вы презентуете свой фильм на большом экране в самом известном кинотеатре Новосибирска и возите картину по другим городам. Вспомните: когда вы учились еще в университете (кстати, на кого?), вы хоть примерно представляли, куда заведет вас ваш «лес»?

— Весь мой жизненный опыт на самом деле вел меня в режиссуру. Первое высшее образование я получала в Новосибирском государственном педагогическом университете, где изучала географию и экономику. Моя дипломная работа была на тему организации международных выставок. После выпуска сразу пошла работать по специальности — организовывать выставки на «Сибирской ярмарке». Вскоре мне это надоело — захотелось творчества, и я устроилась работать в агентство праздников, где креативила больше трех лет.

После агентства праздников устроилась в журнал «Я Покупаю» редактором двух рубрик. Получается, навыки маркетинга, продаж, пиара были еще со времен университета, плюс были знания основ психологии, потому что параллельно я училась в международной академии коучинга и наставничества PCMA — все это, кстати, очень помогло и снять фильм, и продвигать его сейчас. В общем, я выучилась на коуча, а потом мы с коллегами решили организовать свое агентство событий La’Морковь. Мы быстро вышли на хороший уровень — делали разные мероприятия, от презентаций до частных дней рождения. Тогда я задумалась о том, что мне бы хотелось не просто организовывать праздники, но делать что-то со смыслом — передавать какой-то посыл, идею. Ивент-режиссура — это создание особых миров, в которые погружаешь гостей и участников, поэтому я отучилась на режиссера ивентов, а позже — на кинорежиссера (в Институте культуры и искусств). Параллельно с режиссурой событий я делала авторские проекты. Например, «Кутеж по-русски» — три разноформатных, ярких и громких события. Потом я сделала шоу «Чего хотят женщины», где объединила интересные истории разных женщин. Также у меня появился авторский проект «Природа женщины» — это некая фототерапия, где я раскрывала женскую природу через искусство фотографии. Я выступала там как режиссер эмоций и чувств и как режиссер всего события. Параллельно с работой я постоянно училась, бесконечно занималась саморазвитием и продолжаю до сих пор.

Проходя курс режиссуры в Институте культуры и искусств, я параллельно училась у авторов микродокументалистики в Москве. И потом на основе фотопроекта «Природа женщины» я решила сделать кинопроект, который назвала «Кино о тебе».

Это коммерческий проект? В чем его суть?

— Да, сам проект коммерческий. Итоговый фильм о героинях — творческий. «Кино о тебе» — это проект-исследование, в котором можно увидеть и услышать себя, посмотреть на себя с разных сторон — в социальном проявлении, в личном. Мне было важно, чтобы героини услышали свой внутренний мир — то, чем живет женщина, о чем она думает, какие эмоции и чувства проявляет, к чему она пришла в определенном возрасте. Во втором сезоне проекта я поняла, что это фильм-наследие — когда ты передаешь свой опыт, знания, осознания подрастаюшему поколению. Иногда в жизненной суете мы не успеваем провести время с детьми и поделиться своими осознаниями и смыслами, своими мыслями об этой жизни. А такой формат кино как раз позволяет это сделать — дети могут просто выделить время, сесть и посмотреть кино про свою маму или бабушку, увидеть задокументированную историю, которая совершенно по-новому раскроет этого важного в их жизни человека. Конечно, меня привлекает только документальный формат.

А как вы вообще дошли до идеи фильма?

— К формату кино я пришла благодаря фотопроекту «Природа женщины». Это ведь не просто фотосессия, а настоящая фототерапия. Через эти фото я даю женщине прикоснуться к себе настоящей. У меня есть уже выработанная за пять лет методика, когда я веду женщину из разных состояний, благодаря моим знаниям и пройденным курсам, — и женщина проявляется. Я подбираю для нее локацию в соответствии с ее встроенным природным элементом, который я вычисляю по определенной системе. Мы снимаем ее в этой локации, и она сбрасывает маски, проявляет свою истинную природу. Мы запечатлеваем эти моменты, и потом она видит себя такой, какой ее увидела я. Она видит себя только в момент выставки, я ничего не согласовываю. Это правило. Если вы идете ко мне — доверяйте. Я уже всех к этому приучила, даже фильмы, которые мы делаем индивидуально, я не согласовываю. Я так чувствую, и, если вы хотите быть увиденными именно моими глазами — доверяйте. Так в том числе женщины с помощью этого проекта выходят из зоны комфорта.

Это правильно. Потому что какой смысл в очередной раз строить из себя то, что ты всю жизнь строишь…

— Да, конечно! Этими фотосессиями мы как бы и говорим: «Хватит». На открытии выставки все работы сначала занавешены, и когда героиня подходит, чтобы встретиться с собой, — это магический момент. Она любуется, вспоминает эти эмоции от фотосессии…

Я всегда говорю: если вы эмоционально скатываетесь, уходите в минус, если вы себя начинаете критиковать — пожалуйста, быстро посмотрите на фото и вспомните, какое состояние у вас было в тот момент! Я им даю ресурсное состояние и прикасание к себе настоящей без маски — это самое ценное в проекте. Женщина начинает это вспоминать, смотреть на себя и якориться. Такая магия.

Получается, кино это рост для вас, более глубокое продолжение проекта? Там ведь намного больше возможностей показать героинь.

— Да, намного больше возможностей. Я поняла, что в фотопроекте дошла до предела, что я могу больше, но в рамках фото это физически невозможно. На третьем фотопроекте я подумала, что пора снимать кино, чтобы героини могли себя не только увидеть, но и услышать. Мне захотелось показать женщину с разных сторон — и в личном, и в социальном проявлении, и услышать внутренний мир.

И вот завершился второй сезон кинопроекта. По итогам каждого вышел общий фильм, где я объединила героинь в одну историю. В итоговый фильм я выбираю то, что хочу отразить в общем, опять же, не согласовывая с героинями, а лишь спрашивая разрешение, могу ли я это показать. В общий фильм я могу взять даже тот материал, который не вошел в их личное кино, потому что мы снимаем очень много — с каждой героиней практически проживаем четыре дня. Мы отражаем всю ее жизнь: взаимодействие с детьми, мужем, родителями, коллегами — показываем ее самый близкий круг, через который она тоже видит появления себя, это как бы такая обратная связь.

Первый фильм, который я назвала «Быть женщиной», сняли в Новосибирске, только с местными героинями. Второй, «Твой лес», уже собрал женщин и из других городов тоже.

Концепция этих фильмов различается?

— Нет, оба фильма — про женский путь к себе.

Сложно раскачивать женщин на это все?

— Я веду большую работу и как коуч, и как психолог, но больше, конечно, как режиссер. Самый сложный этап и для меня, и для героинь — это глубинное интервью, первое погружение и включение в работу над фильмом. Мы общаемся три-четыре часа, снимаем одним дублем, на чистовую, до начала остальных съемок, в потоковом состоянии. У меня ощущение, что в этот момент идет общение на уровне душ.

Как героини меняются к завершению работы над фильмом?

— Очень сильно меняются. Происходит много осознаний, и когда они смотрят итог — для них это порой новый человек. Мы же привыкаем к своей рутине, и в этой многозадачности теряем себя, забываем, какие мы, про что мы. Поэтому «Кино о тебе» — это не просто фильм, это фильмы-наследие. Это фильм, через который можно познакомиться с собой по-настоящему и по-другому преподнести себя семье. И все это получается благодаря тому, что мы работаем в потоке, мы сотрудничаем, мы обращаемся к себе настоящим и искренним. Очень многое для фильма мне подсказывают сами героини.

А цели, которые вы ставите вместе с героинями они какие? Они у вас совпадают, меняются ли в ходе работы?

— Я проговариваю свои условия в начале, когда мы идем в проект. Например, для меня важно, чтобы героини не делали ничего специального — как они привыкли быть дома, такими мы их и снимаем. Мы ничего не приукрашиваем — максимум светом и монтажом. Я сразу говорю героиням, что мы просто соглядатаи — мы наблюдаем за их процессом и фиксируем его, не снимая 250 дублей. Все героини, какими они предстают перед зрителем, такие и есть в жизни, я никого не прорисовываю, «инстаграмность» — это не про меня, ко мне можно за этим не ходить. Конечно, в фильме есть художественные съемки, закадровый текст, но суть не в этом. Суть — сама героиня. Первый фильм «Быть женщиной» показывал женщину в разных ее ролях, а «Твой лес» — это скорее путь и инструкция, как его пройти.

Как вы придумывали эту «инструкцию»?

— Если честно, изначально не было конкретной идеи. Идея — путь героини к себе. И все. А потом, когда я начала снимать каждую из них — пазл сложился сам. Сейчас, например, я не знаю, о чем будет третий фильм. Когда ко мне придут героини, я начну понимать, что хочу сказать, и как это оформить, какие выбрать визуальные средства и художественные образы. Все это формируется на этапе съемок. Для меня это тоже определенный рост и путь — с каждой героиней я тоже что-то проживаю. Мы зеркалим друг друга. Мы вообще все связаны между собой: если я сделаю больно одному человеку — мне прилетит от другого. Все связано со всем, это однозначно. Ко мне, наверное, тоже случайные люди не придут: если мне попадается героиня, во взаимодействии с которой меня что-то триггерит, значит, мне в своей жизни нужно обратить внимание на то, что она собой транслирует, и проработать это. Поэтому для меня эти фильмы — сотворчество, и идеи подачи рождаются по большей части в процессе.  

А ваша личная цель как режиссера в этом проекте — какая?

— Чтобы женщина, увидев и услышав себя со стороны, что-то переосмыслила, начала осознавать, в какой точке она находится, к чему хочет прийти. Может быть, где-то я хочу показать пример женщины, к сути которой можно стремиться. Мне хочется, чтобы каждая женщина, да и каждый мужчина, посмотрев этот фильм, задумались о смысле своей жизни, о смыслах существования вообще. Но я делаю это без ожидания, просто делаю и выдаю. Конечно, я волнуюсь, переживаю, но какие будут реакции, я не знаю, и ничего не жду. Я вижу, что многие воспринимают это как психотерапию. Мне радостно, что моя цель достигнута. Пусть я из ста человек достучусь до половины — это уже будет большой успех. Я считаю, фильм «Твой лес» получился настоящим и глубоким, как и первый. Это фильм-обнажение.

Мне кажется, в этом кино как будто бы в том числе транслируется идея о том, что любая история любой жизни, любой женщины она важна, глубока, интересна, особенна, даже если не происходило событий, достойных фильма. Обычная человеческая жизнь в любом случае имеет большую ценность, и этот опыт все равно можно транслировать…

— Да, конечно! Это абсолютно так. И еще это про то, что путь у всех разный, он для каждого неповторимый — у кого-то сложности в одном, у кого-то — в другом. Это про то, что наша жизнь — как лес: подкидывает разные испытания и страхи, но также дает и ресурс, и подарки, и опору.

Фото: Егор Тиммерман

Почему именно женщины?

— Женщин я очень люблю.

Что это значит?

— Работая над собой и изучая себя, я поняла, что не принимаю в себе женщину. Мне было обидно, когда меня называли женщиной: какая же я женщина?! Я девушка, не называйте меня женщиной! И в моем поколении это встречалось сплошь и рядом. После первого фильма я увидела похожих женщин, которые воспринимали многое так же, как и я раньше. Пока я изучала себя, я думала так: чтобы полюбить в себе женщину, нужно сначала принять и не осуждать окружающих женщин. А оказалось, наоборот, — осуждение идет изнутри: ты осуждаешь себя, значит, осуждаешь других. А когда ты принимаешь себя — ты восхищаешься каждой женщиной. Я до этого доросла — я восхищаюсь каждой женщиной. Конечно, мне есть еще над чем работать, я не максимально гармоничный человек. Но я научилась видеть красоту в каждом человеке, в каждой женщине, в любой. Я вижу их внутренний свет. Не знаю, как это объяснить словами.

По фильму это заметно. Несмотря на то, что героини вызывают очень разные эмоции, в итоге понятно, что они для вас одинаково хороши, и вы не выпячиваете отдельные качества каждой женщины — вы как будто через абсолютное их принятие транслируете зрителю, что и он может их принять. И круто, что это удается показать.

— Да, меня периодически спрашивают, какая героиня мне ближе, какая больше полюбилась. А я говорю, что нельзя так выделять — они все для меня уникальны и неповторимы. Это как цветы — одинаковых не бывает. Ромашка ведь никогда не стремится быть розой, потому что она уже по факту своего существования хороша и «знает» это. Так же и с женщинами — они уникальны просто по факту рождения.

Кстати, опираясь на тему принятия, я ввела такое новшество на премьерах: перед фильмом я предлагаю зрителям погрузиться в себя и задать себе вопрос, который их сейчас особенно волнует, и обещаю, что ответ придет, главное — смотреть и слушать внимательно. И реально — многие получали ответы. Я решила, что это хорошая идея.

Интересно, можно ли такого эффекта достичь просто режиссурой или все-таки знания психологии необходимы?

— Думаю, что базовые знания однозначно нужны. Возможно, мне здесь и коучинг немного помогает. Плюс у меня очень развита эмпатия, развито чувствование каждой женщины. Если обратиться к хьюман дизайну, то по нему я — проектор. То есть мое предназначение — подсвечивать каждую героиню, отражать ее лучшие и худшие качества — отражать ее такой, какая она есть.

А эмпатия не мешает?

— Мешает. Но я уже адаптировалась. Просто с опытом начинаешь ее контролировать. Не так все просто, конечно, особенно когда занимаешься таким сотворчеством — очень много отдаешь. Иногда героини сразу просят обратную связь — приходится много отдавать, а потом нужно себя наполнять, потому что вне ресурса невозможно творить.

Много ли мужчин смотрело фильм? Что они говорят?

— Где-то 15% из 100. Это в большей доле — мужья героинь. На премьере они все подарили мне цветы. Были те, кто уже пришел с цветами, а были те, кто потом сбегал и купил. Я думала — это женам, а они подарили мне! Они благодарили за то, что я проявила и показала глубину их женщин, за то, что они увидели своих женщин на большом экране. Может быть, увидели по-новому, что-то открыли для себя.

Да, такие вещи важны еще и с точки зрения того, чтобы показать героинь их родственникам. Потому что мы ведь не всегда можем демонстрировать родне всю свою суть: где-то мы их щадим, где-то, наоборот, думаем о них плохо дескать, не поймут а вот незнакомому человеку или залу проще что-то рассказать. А потом родственники смотрят и для них открытие.

— Да, именно так! И это круто. Поэтому мужья героинь были впечатлены. И вообще мужчины говорили, что фильм построен интересно и для них тоже — гендерности не заметно. Изначально мужчины думали, что это будет что-то феминистское, но в итоге убеждались, что это совсем не так. Да и у меня не было такой цели, я совсем не про эту историю.

В фильме мужчины присутствуют вполне зримо, они не отодвинуты на задний план, и даже выполняют очень важную роль: женщины раскрываются во взаимодействии со своими мужчинами, и становится понятно, как они повлияли на путь героинь.

— Да, конечно. В первом фильме были только женщины (некоторые — с детьми), и зрители возмущались, потому что хотели больше знать о героинях: замужем ли они, как они проявлены в этих отношениях. Во втором фильме я показала взаимодействие с семьей.

Над чем работаете сейчас?

— Я готовлю пятый фотопроект, запускаю третий сезон «Кино о тебе», сейчас открыт набор участниц из разных городов, и я постепенно думаю над тем, как это будет, развиваю идеи, нащупываю что-то новое, чтобы проекты получились такими же магическими, как предыдущие, но еще более интересными, вовлекающими, раскрывающими и участниц, и меня как режиссера.