«Любое использование товарного знака (размещение на товарах, документации, в интернете) без разрешения правообладателя в отношении однородных товаров признается нарушением его исключительного права».
Патентный поверенный РФ № 2001 Юридической компании «Интелайт» Ирина Бабинцева
— Любое использование товарного знака (размещение на товарах, документации, в интернете) без разрешения правообладателя в отношении однородных товаров признается нарушением его исключительного права. Однако в некоторых случаях обойтись без использования товарного знака, принадлежащего иному лицу, просто невозможно. Рассмотрим на практических примерах, как правильно поступить.
Компания N производит неоригинальные комплектующие изделия к основному товару — например, кофейные капсулы для кофемашин, реализуемых под известным брендом.
Чтобы проинформировать потребителей о том, в каких именно кофемашинах предполагается использование капсул, производитель размещает на их упаковке название кофемашины, а именно — товарный знак, который применяется для маркировки кофемашины и который приобрел известность у потребителей.
Является ли такое использование нарушением? Исходя из буквального толкования закона и до некоторого времени — однозначно, да.
Более того, в течение длительного времени в судебной практике применялся подход, согласно которому любой факт использования товарного знака, принадлежащего иному лицу, признавался противоправным действием. Показательным примером стало удовлетворение судом иска о взыскании компенсации в пользу «АВТОВАЗА» с индивидуального предпринимателя, использующего знак «Ладья в овале» на вывеске своего магазина автозапчастей.
Однако недавно подход к оценке правомерности использования товарного знака, принадлежащего иному лицу, изменился кардинально.
Сейчас необходимо учитывать цель использования: если чужой товарный знак используется каким-либо лицом не для того, чтобы индивидуализировать свои собственные товары или услуги, то такое использование не может признаваться нарушением.
Мы делимся с вами условиями, при которых можно использовать чужой бренд, чтобы вы проверили свой бизнес.
Какие четыре условия у вас должны быть, чтобы вы могли использовать чужой бренд?
1.Товарный знак должен использоваться не для целей индивидуализации конкретного товара.
Вернемся к кофейным капсулам: чтобы не допустить нарушения, производитель кофейных капсул может разместить на упаковке следующую формулировку: «Кофейные капсулы предназначены для использования в кофемашинах <бренд>». Такое указание не будет считаться нарушением, так как не создает у потребителя впечатления, будто кофейные капсулы производятся под известным брендом.
А производитель законно может начать зарабатывать на комплектующих для продукта, который уже известен на рынке и имеет своих потребителей.
2.Товарный знак может быть использован в его словарном значении.
Так, в одном из дел суд указал на то, что использование обозначения «SMART календарь» не нарушает права правообладателя товарного знака «SmartReading». Такой вывод был основан на том, что само по себе слово «smart» является слабым элементом и потому —неохраняемым, поскольку несет определенную смысловую нагрузку, используется в прямом словарном значении и при переводе на русский язык имеет значение «умный».
3.Товарный знак используется в письменных публикациях или устной речи.
К примеру, вы размещаете на своем сайте информацию о товарах другой компании с использованием чужого товарного знака (допустим, результаты социального опроса потребителей об их предпочтениях) — такое использование не будет нарушением прав другого лица, поскольку потребители поймут, что речь идет не о ваших товарах, а о продукции, например, вашего конкурента.
В этом случае нужно быть максимально внимательным при использовании бренда. Грань законного и незаконного использования тонкая, поэтому лучше перед публикацией проконсультироваться со специалистом.
4.Если использование не создает вероятность смешения и не вводит потребителей в заблуждение относительно субъектов предпринимательской деятельности, их товаров и услуг, а также экономической связи между этими субъектами.
Для соблюдения этого условия у потребителей не должно складываться впечатления о том, что правообладатель используемого вами товарного знака как-либо одобряет вашу деятельность под своим товарным знаком, в том числе спонсирует ее. Опять же, остановимся на примере с кофейными капсулами. Вы не можете указывать на их упаковке, что являетесь официальным дилером кофейных капсул, производимых компанией-правообладателем товарного знака, которым маркируются кофемашины (если это на самом деле не так). Также вы не можете каким-либо образом намекать потребителям на то, что правообладатель известного бренда кофемашин одобряет вашу деятельность и в целом знает о ее ведении, если нет достоверной информации об этом.
В целом использование чужого бренда не только позволяет вам осуществлять деятельность, допустим, в отношении комплектующих товаров для продукции, маркируемой известными товарными знаками, но и увеличить свой доход, абсолютно легально пользуясь репутацией чужого бренда. Покажем еще на одном примере, как это работает.
Предположим, вы являетесь владельцем торгового центра, в котором представлены магазины товаров под самыми разными товарными знаками — от локально известных до тех, что принадлежат крупнейшим мировым производителям. Чтобы проинформировать потребителей о том, какие именно торговые точки открыты в торговом центре, вы размещаете соответствующие сведения, в том числе товарные знаки, на своем сайте и на вывесках торгового центра. Такое использование чужих брендов не только не будет являться нарушением прав их правообладателей, поскольку преследует исключительно информационные цели, но и за счет известности товарных знаков привлечет внимание к торговому центру в целом и, соответственно, приведет к увеличению Вашей прибыли.
Таким образом, допускается и считается добросовестным использование товарного знака, принадлежащего иному лицу, на упаковке сопутствующих товаров или при оказании услуг без согласия правообладателя, если такое использование осуществляется не для индивидуализации товаров и услуг, а в описательных, информационных или справочных целях.
Если есть спорный вопрос, если у вас возникают сомнения по законному использованию бренда, то лучше обратиться к юристу, так как подходы, как мы видим, на практике постоянно меняются.