ВТБ Банк провел опрос среди клиентов и выяснил, что каждый третий звонок мошенников осуществляется через мессенджеры. Банк назвал самые популярные из них.
Согласно данным опроса ВТБ, самое большое количество таких вызовов происходит через WhatsApp и Viber. Мошенники регистрируют аккаунты на так называемые «виртуальные SIM-карты» как российских, так и иностранных операторов.
В последнее время клиенты все чаще получают звонки именно с зарубежных номеров, например, +84 95 ххххххх или +49 хххххх. Такие входящие вызовы из мессенджеров визуально очень схожи с обычным звонком с российского городского или мобильного номера, а на экране смартфона на платформе iOS даже выглядят как обычный звонок сотового оператора, — рассказали специалисты банка.
По мнению экспертов, дополнительная угроза состоит в том, что большинство мессенджеров позволяют указать любое имя абонента при регистрации номера. Мошенники пользуются этой уловкой и подписываются «Центробанком», «Службой безопасности банка», «Следственным комитетом» и т.д. Из-за этого клиенты могут неправильно отреагировать на звонок, предоставив злоумышленникам персональную информацию и секретные данные карт или личного кабинета.
Чаще всего для обмана злоумышленники используют входящий звонок робота, который переключает на «специалиста».
Звонки мошенников через мессенджеры — тренд этого сезона. Отследить злоумышленников в таких каналах гораздо труднее из-за отсутствия антиспама и антимошеннических фильтров. Сейчас мы начали фиксировать звонки с иностранных номеров, где мошенники имитируют вызовы российских госорганов, чтобы усыпить бдительность пользователей. Для дополнительной защиты мы рекомендуем клиентам обращать внимание на написание номера на экране смартфона и не отвечать на вызовы сразу, чтобы позднее проверить контакт в журнале вашего мессенджера и через настройки в смартфоне запретить входящие звонки с незнакомых номеров, — такая опция доступна в Telegram и Viber. Сотрудники банка в любом случае никогда не звонят клиентам в мессенджеры. С огромной долей вероятности все подобные звонки совершаются исключительно с целью получения вашей персональной информации в преступных целях, — прокомментировал руководитель департамента цифрового бизнеса — старший вице-президент ВТБ Никита Чугунов.
Также тренд последнего времени — обзвон под видом службы поддержки сотовых операторов. «Специалисты» вынуждают своих жертв настроить переадресацию входящих звонков и смс, чтобы получить доступ в онлайн-банк. В таких случаях они используют легенду о взломе личного кабинета абонента или телефона и просят ввести «специальный код» в своем телефоне, который на самом деле является USSD-командой на включение функции переадресации.
В целом за первое полугодие ВТБ обработал почти 3,9 млн обращений по темам, связанным с мошенничеством. Общий объем спасенных денежных средств составил около 13 млрд руб., ВТБ защитил средства почти 600 тыс. клиентов.
В ВТБ уверены, что решением проблемы мошенничества необходимо заниматься на государственном уровне. Банк уже подготовил ряд законодательных поправок для более эффективного противодействия мошенникам и усиления контроля над созданием мошеннических ресурсов в интернете, чтобы минимизировать потенциальный ущерб.
Справка:
В опросе приняли участие более 50 тыс. респондентов в возрасте от 18 лет, проживающих в разных городах на территории РФ.