«А от пандемии все устали и очень хотят радости и празднования». Новосибирский декоратор и владелец собственной студии декора рассказала, чем сейчас живет эта сфера бизнеса.
Согласно исследованию аналитической службы аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza, в период с марта по июнь 2022 г. более 9,4 тыс. сибирских коммерческих предприятий прекратили работу. Новых компаний в Сибири за этот период было зарегистрировано 5,9 тыс. Самое большое количество компаний закрылось в Новосибирской области — около 2,6 тыс. (зарегистрировано — 1,6 тыс.).
На втором месте — Алтайский край. Здесь закрылись 1,5 тыс. компаний (новых — 659). На третьем месте — Красноярский край: прекратили работу 1,4 тыс., зарегистрировано — 964.
Всего по РФ за этот период закрылись 113,5 тыс. коммерческих предприятий — это на 17,5% больше по сравнению с аналогичным периодом в 2021 г.
В условиях санкций и, как следствие, экономического кризиса, страдают разные ниши бизнеса. Уходят компании и поставщики, меняются логистические цепочки. Не обошло стороной и сферу праздников, а именно — декораторскую нишу. Например, из-за кризиса и санкций у людей стало меньше денег, поэтому молодожены ужимают бюджеты свадеб.
Все с марта и началось. Все свадьбы пошли с меньшими бюджетами, чем раньше. Все сейчас боятся тратить, — прокомментировала в своем интервью ДК Новосибирск свадебный декоратор Анна Саламчева.
Поменялась и логистика, и цены на материалы для декораций и оформления. Но, по словам Саламчевой, сейчас ситуация уже практически стабилизировалась:
Материалы подорожали в первую неделю почти в два раза — пластик, металл, цветы, ткани и др. Все, что от доллара зависит. Сейчас что-то частично подешевело. Логистика мешает именно с цветами, так как теперь есть то, что больше не привозят. Где-то сработало так называемое импортзамещение, т.е. перестали возить из Эквадора, например, а стали возить из Сочи. И — ничуть не хуже, некоторые сорта даже лучше. Привозят огромные кустовые розы: 10 штук — уже огромная корзина.
Но, как, например, рассказал Общественной службе новостей один из организаторов московского свадебного агентства (пожелавший остаться неизвестным), многие пары решили и вовсе регистрировать брак без празднования. По его словам, свадьба — дорогостоящее событие, и люди против обыкновения начали на этом экономить.
Если праздник решают оставить, то пары отказываются от декораций и выездных регистраций, то что считается более затратным. Сокращают список приглашенных гостей и отказываются от мелочей, которые делают свадьбу атмосферной, — прокомментировал агент.
Также по словам агента, некоторые отказываются от праздника из-за неопределенности будущего, чтобы сохранить бюджет.
Коснулись перемены и сферы оформления мероприятий воздушными шарами — теперь это довольно дорогое удовольствие. Как рассказала владелец франшизных магазинов «Веселая затея» в Санкт-Петербурге и интернет-площадки Goodshar Екатерина Ладванова изданию BFM.RU, гелий для воздушных шаров подорожал почти втрое: раньше баллон стоил 10,4 тыс. руб., теперь — 28,5. Из-за этого выросли цены и на шарики: себестоимость с 45 руб. увеличилась до 90, розничная цена — со 100 руб. до 130-140. Соответственно изменилась и стоимость больших заказов на оформление мероприятий.
Объемы поставок на гелиевый рынок РФ с марта по июнь уменьшился почти в да раза, а цена за 1 куб. м выросла в 2,5 раза. Некоторые бизнесмены думают о закрытии своих магазинов.
Причем, как выяснилось, проблемы с поставками в РФ не только с гелием, но и с самим шариками, львиная доля которых поставлялась из-за границы (например, фольгированные шары). Скачок цен произошел в самый разгар сезона — выпускных и свадеб, и у многих декораторов оказались предоплаченные заказы на оформление (по старым ценам). То есть им пришлось работать в минус.
Тем не менее есть и те, кто выиграл от санкций. Новосибирский декоратор Светлана Копцева (владелец «Студии декора Светланы Копцевой») сохраняет оптимизм:
Санкции не повлияли на работу нашей компании, даже заказов стало больше. Наш товар не для домашнего использования — для праздников. А от пандемии все устали и очень хотят радости и празднования. Мы, как и прежде, отправляем декор в другие страны. Он востребован и в РФ, и за границей. В США, как я раньше планировала, мастерскую нет смысла переносить, а вот увеличить продажи можно, чем сейчас и занимаемся.
По рассказам предпринимательницы, небольшой студии декора удается даже вводить новинки в линейку товаров. Сейчас персонал студии занимается разработкой новых декораций и фигур к новому году и параллельно выполняет заказы по оформлению свадеб, ресторанов, дней рождения и витрин.
Еще в нашей мастерской появились большие цветы из ткани: заказчики этого направления — показы мод, модельеры и кутюрье. Появились механические цветы — этого нет на рынке. После ухода из страны многих брендов освободилось место для наших дизайнеров одежды, с которыми мы сейчас сотрудничаем. Участвуем в оформлении показов мод. Ведь у нас в стране так много талантливых мастеров в различных направлениях. Сейчас появилось еще больше возможностей проявить себя и свой талант. Время, когда можно показать, насколько многогранна и талантлива наша страна. Ведь каждый из нас вносит огромный вклад в культуру и ее развитие, — рассказала Светлана Копцева.
Как прокомментировала президент FinExpertiza Елена Трубникова, несмотря на то, что закрытий коммерческих организаций с начала весны оказалось заметно больше, чем за аналогичный период 2021 г., они не достигли уровня коронакризисного 2020 г.
Тогда за период с марта по июнь было ликвидировано 137,9 тыс. компаний. Экономические санкции и падение спроса, безусловно, повлияют на демографию бизнеса в 2022 г., однако процесс ликвидации бизнеса обычно растянут во времени и не происходит одномоментно. На данный момент большая часть закрытий предприятий связана в первую очередь не со спадом предпринимательской активности, а с чисткой реестра налоговыми органами от фирм-однодневок и недействующего бизнеса, — подытожила эксперт.