Климатический центр Новосибирского государственного университета рассчитал углеродный баланс региона.
Результаты имеют большое значение в практическом плане, отметили в НГУ. Оценка выбросов в разрезе секторов позволяет исследовать потенциал снижения выбросов парниковых газов по основным видам экономической деятельности Новосибирской области, уточнить политику региона в сфере энергетики, промышленного производства, сельского хозяйства и землепользования для решения государственных задач в области климатической политики, определенной Стратегией социально-экономического развития России с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 г.
Баланс прошел процедуру верификации и валидации в ведущей организации России в области климатических изменений — ФГБУ ИГКЭ имени академика Ю. А. Израэля. Таким образом, Новосибирская область стала первым регионом РФ, углеродный баланс которого не только рассчитан, но и верифицирован национальным центром.
Структура баланса Новосибирской области, рассчитанного Климатическим центром НГУ, является во многом типичной для регионов нашей страны. Выбросы парниковых газов региона составляют 1,3% от общего уровня по России, что сопоставимо с долей экономики и населения региона: доля ВВП региона — 1,29 %, доля населения — 1,91% от общероссийского показателя. Общий объем выбросов Новосибирской области составляет величину около 27 млн тонн CO2 эквивалента, сократившись за последние четыре года на 7,5 %. Чистое поглощение парниковых газов экосистемами в 2020 г. было оценено на уровне 4,6 млн тонн CO2 эквивалента. Тем самым углеродный баланс региона составляет 22,3 млн тонн CO2 эквивалента, — рассказала руководитель группы, доктор экономических наук, главный научный сотрудник Климатического центра НГУ Ирина Филимонова.
По словам директора центра Виталия Романосова, следующий этап работы специалистов Климатического центра НГУ — разработка стратегии управления углеродным балансом региона, она подразумевает конкретные рекомендации по снижению выбросов, увеличению поглощения CO2 и созданию системы квотирования выбросов парниковых газов и стоимости выбросов за рамками квоты как основного механизма государственного регулирования.
Перспективные направления сокращения выбросов — замещение угля в энергетике и частном секторе на газ (газификация), что позволит сократить выбросы Новосибирской области практически на четверть (на 6 млн тонн CO2). Дополнительное сокращение возможно за счет внедрения энергосберегающих производственных технологий и бережливого использования энергии в городском и домашнем хозяйстве. Существенный потенциал имеет сокращение числа регулируемых свалок за счет развития сортировочных и перерабатывающих мощностей, оборудования источников сточных вод системами очистки. Необходимо внедрение технологий улавливания и захоронения углерода на основных предприятиях-эмитентах, в первую очередь цементной, угольной промышленности, животноводства. Увеличение поглощения парниковых газов на 50% возможно достичь за счет развития комплексных технологий введения в низкоуглеродный оборот не возделываемых земель с/х назначения. И ключевой момент стратегии — введение сбалансированной системы квотирования, которая будет учитывать отраслевые особенности, наличие и стоимость наилучших доступных технологий, а также социальные и общественные эффекты в контексте задач социоэкономического развития конкретного региона, — объяснил Романосов.