«Люди устали от стимуляторов. Скорость событий увеличивается, стресс нарастает. Поэтому возможность затормозить, разобраться в себе, почувствовать свое тело будет только набирать актуальность».
Екатерина Писанская (преподаватель йоги, йогатерапевт, акушерка, владелица студии йоги «Студия 56») рассказала «Деловому кварталу» о своем пути в йога-бизнес, современной ситуации в этой сфере, о своем видении перспектив ее развития.
Изначально образование вы получали в художественной сфере. Как попали в йога-бизнес?
— Бизнес — это не совсем корректное название того, чем я занимаюсь. Потому что это, скорее, интерес, служение, предназначение и смысл. С чего началось? Учась уже на втором курсе НГТУ на направлении «Технология художественной обработки материалов», я вдруг поняла, для чего изначально была создана эта специальность (уклон был в сторону рекламы и дизайна). А в том юном возрасте мой мозг был занят поиском больших смыслов: зачем, в чем смысл жизни, для чего я все это делаю? И мои рассуждения привели меня к тому, что дизайн и выражение его в виде рекламы — обман и создание иллюзии. Теряется суть творчества — она вуалируется под какой-то образ и ожидания.
Плюс в этот же период мне попалось объявление о занятиях йогой. Оказалось, что преподаватель — очень известен, родоначальник йоги в Новосибирске. Я попала в хорошие руки, и мои прежние рассуждения подкрепились. Мне захотелось нести в мир идею йоги — единение с собой, приближение к своей сути через работу с телом. А так как преподаватель был еще и психоаналитиком, то йога мне и с этой стороны открылась. Я решила, что не буду работать по специальности, а пойду в направлении йоги, медицины или психологии. Но университет все равно закончила — не смогла бросить уже начатое дело.
Пришлось чему-то еще доучиваться для новой сферы деятельности?
— С детства у меня была мечта стать медиком, чтобы как-то приблизиться к теме здоровья тела. И в итоге я и пришла к человеку, здоровью и медицине. Пришлось доучиваться уже в процессе. По йоге у меня много «корочек»: например, я училась йога-терапии в Санкт-Петербурге и т.д. Еще одно крупное обучение — последние три года я училась в новосибирском медколледже по специальности «Акушерское дело», весной получила диплом «с отличием». Это был очень крупный вклад в мою нынешнюю деятельность, потому что раньше все время не хватало знаний. Да и «корочка» важна при работе с беременными женщинами: им спокойнее, если у инструктора есть медобразование.
Студия йоги — это семейный бизнес или вы одна со всем справляетесь?
Да, это семейный бизнес — мы участвуем в нем с мамой. Я занимаюсь больше идейным направлением и принимаю ключевые решения — как это будет, с кем, по мероприятиям, по месту, выбираю залы, общую стратегию продумываю. С персоналом тоже я работаю. Мама занимается бухгалтерией и хозчастью.
Не думала о создании сети в городе?
— Студия в Новосибирске одна. Я пока не готова открывать сеть, хотя были не раз предложения. И во франшизу это оформить были идеи. Тут такой нюанс: я отношусь к своему делу, как к детищу, и передавать его кому-то не готова. Я активно преподаю и занимаюсь организацией, и для меня это не только бизнес, но и самовыражение.
В чем специфика студии?
— Изюминка «Студии56» — это увлеченность всего персонала: и администраторов, и инструкторов. Это люди, которые болеют за свое дело, за идею, постоянно учатся, совершенствуются. У нас даже администратор — в теме здорового образа жизни. Эти люди сами «притягиваются» в наш коллектив. С кем бы клиент ни пообщался, он чувствует включенность каждого.
Что самое трудное в работе?
Самое сложное для меня в ведении своего дела — это необходимость остановиться. Потому что идей всегда много, и есть ощущение, что свободы и простора тоже неограниченно. Зачастую это так увлекает, что очень сложно остановиться — пойти поесть, решить какие-то свои бытовые задачи, да просто отдохнуть.
Кто/что помогает в бизнесе?
Главный мой помощник, конечно, мама, которая занимается подсчетами и хозчастью. Это важно, потому что рутина всегда занимает много времени и останавливает творческую мысль. Еще помогает мой главный администратор-координатор, да и все остальные администраторы тоже. Они берут на себя огромное количество рутинной работы. Мне очень сложно заниматься глобальными вопросами, когда приходится постоянно отвлекаться на ежедневную текучку. И, конечно, мои помощники — это моя семья. В первую очередь — мой муж, который относится к моему делу очень серьезно. И свекровь, которая сильно помогает с детьми (у меня их трое).
Любой бизнес требует большого количества внимания: как ты выстраиваешь свой график, чтобы все успевать?
Да, в моей жизни бизнес действительно занимает много времени. И если меня не остановить, то это будет круглосуточная деятельность. Как строю график? Скажем так, я его пытаюсь строить — у меня есть планировщик и специальные программы. И если бы не они, то я бы в работе сильно погрязла. Стараюсь распределять свои роли в течение дня, чтобы и с детьми успеть провести время (развезти на тренировки, уроки выучить), домашние дела переделать, уделить время своему здоровью и практикой позаниматься. Я стараюсь, чтобы хватало времени на семью. Большую часть моего дня, конечно, занимают дела по студии. Бывает, что-то надо срочно закончить, и приходится заниматься этим в ущерб семье. Но она тем не менее в приоритете.
Как расслабляетесь и что делаете, чтобы не выгореть?
— Расслабляюсь я элементами депривации — отключаю все звуки, изображения, этикетки отворачиваю. Вообще люблю быть в полной тишине и одиночестве. А когда сильно устаю, ложусь и засыпаю на 15 минут посередине дня. Мне этого достаточно, чтобы полностью обновиться.
Если говорить про более глобальные перезагрузки, то это, конечно, природа. Есть дача, которая находится очень далеко от города в диком месте, где нет связи. И это тоже очень хороший еженедельный отдых. Еще — Алтай летом, походы.
Были моменты, когда хотелось сдаться, бросить все?
— Таких моментов, наверное, не было. Были моменты неудач и неисполненных ожиданий, но ощущения полного провала никогда не было. А вот какой-то огонь в душе и свет впереди — это всегда было.
Если сравнивать период пандемии и сейчас, когда санкции — когда было хуже?
— На нас сильно повлиял коронавирус, когда все закрылось, и нельзя было заниматься вживую. Потом стало можно, но люди все равно опасались. Было сложно. А с введением санкций я не заметила каких-то сложностей. Наоборот, к нам пошли люди, трафик повысился. Они стали замечать, что стрессы сильно сказываются на теле, здоровье и психике. Люди сейчас в большей степени ищут новые для себя способы восстановления.
Какие перспективы развития, планы?
— Про перспективы йоги и студии: их я только радужно рассматриваю. 18-20 лет назад, когда йога только пришла в Новосибирск, казалось, что она быстро набирает обороты. Сейчас же, по сравнению с тем временем, она развивается просто стремительно. Я считаю, дальше будет еще большие темпы. Люди устали от излишних стимуляторов. Продажи, коммерция и маркетинг идут все дальше и дальше. Скорость событий с каждым годом все увеличивается, стресс нарастает. Поэтому возможность затормозить, разобраться в себе, почувствовать свое тело будет только набирать актуальность.