За январь-сентябрь 2022 г. жители Новосибирской области направили в Банк России 343 обращения, касающихся действий кредиторов при взыскании долгов. Это на 7% меньше, чем за тот же период 2021 г.
При этом, как сообщили в СГУ Банка России, жалобы на некорректное поведение служб взыскания или коллекторов, нарушение времени и частоты взаимодействия и на другие недобросовестные практики были единичными, тогда как в прошлом и позапрошлом годах подобные темы преобладали. Сейчас обращения к регулятору по вопросам взыскания просроченной задолженности стали носить по большей части консультационный характер.
В половине жалоб недопонимание возникало у клиентов микрофинансовых организаций, которые не смогли рассчитаться вовремя и были вынуждены общаться со службами взыскания. Таких обращений за три квартала 2022 г. было 179, посчитали аналитики ЦБ. По каждому случаю Банк России проводил проверку. Если выяснялось, что права клиента нарушены, регулятор требовал их восстановить. В 178 случаях установлено, что МФО не нарушали прав заемщиков и действовали в рамках закона.
Когда звонят и требуют рассчитаться с долгом, по которому уже возникла просрочка, — это всегда неприятно. Но у микрофинансовых организаций, как у любого другого кредитора, есть законные основания требовать свои деньги обратно. Естественно, они обязаны делать это в рамках правового поля, то есть быть корректными при общении, не звонить ночами или слишком часто, не оказывать психологического давления. Все это описано в 230-м федеральном законе. Должнику, у которого возникла просрочка, стоит внимательно изучить этот закон, чтобы понять, когда его права нарушаются, и в этом случае отстаивать их, — подчеркнул заместитель начальника Сибирского ГУ Банка России Сергей Жаботинский.
Он также напомнил, что любой легальный кредитор имеет право поручать взыскание задолженности коллекторскому агентству, но обязательно должен проинформировать об этом клиента в течение 30 рабочих дней. Иногда кредиторы принимают решение продать долги человека. Для этого обязательно должно быть получено согласие заемщика еще на этапе заключения договора. Причем клиент может отказаться от перепродажи своего долга другой компании — это его законное право. Если же согласие клиента есть, то кредитор может продать долг не раньше, чем возникнет просрочка, и обязательно должен уведомить клиента об уступке прав требования.
Если ваши права при взыскании задолженности нарушил легальный кредитор — банк, микрофинансовая организация или кредитный потребительский кооператив — стоит направить жалобу в Банк России через интернет-приемную на официальном сайте регулятора, отметили в ЦБ. Когда возникают вопросы к действиям коллекторов или судебных приставов, необходимо обращаться в Федеральную службу судебных приставов. В тех ситуациях, когда речь идет о серьезных нарушениях, например, есть угроза жизни или здоровью, нужно незамедлительно сообщать в правоохранительные органы.