«Китайцы смотрят «за горизонт» кризиса. Поэтому, пока мы расстраиваемся и наблюдаем, китайцы запускают новые линии товаров». Эксперт — о разности и похожести российской и китайской бизнес-культур.
Президент региона Россия компании Tiens Group Анна Трофименкова
— Для Tiens Group («Тяньши») Россия — один из основных иностранных рынков. Сегодня мы здесь одни из крупнейших китайских поставщиков БАДов. Компании 27 лет, около 25 лет мы сотрудничаем с Россией. Наша первая бизнес-конференция «Тяньши» состоялась в Москве в 2000 г., ее гостем стал Михаил Горбачев.
Наша компания базируется в Китае, но работает в 117 странах мира. Официальное представительство «Тяньши» в России открыто 12 лет назад. За это время и в России, и в Китае было немало сложных экономических ситуаций, но одна из основных черт китайских бизнесменов: они держат в фокусе далекую перспективу. Экономическая обстановка бывает разная, это принимается как данность. То, что через кризисы надо проходить, сохраняя партнерские связи, для китайского бизнеса очевидно.
Принято считать, что российская и китайская культуры, в том числе в бизнес-среде, совсем не похожи, и даже противоположны. Я руковожу отделением китайской компании в РФ и вижу, что между нашими культурными кодами много общего.
Во-первых, Россия и Китай имеют свои огромные домашние рынки. В обеих странах местные компании прежде всего нацелены на обслуживание этих рынков и далеко не сразу планируют международную экспансию. Брендинг компаний тоже отражает местные предпочтения, что далеко не всегда подходит для масштабирования на международный уровень. Мы с вами привыкли, что в Китае производят львиную долю товаров для всего мира. Но, если вдуматься, сколько сильных международных брендов китайского происхождения мы сможем назвать? На ум придут буквально пара имен.
При этом у двух рынков грандиозный потенциал взаимопроникновения. Очевидно, что с ближайшие годы в России будут узнавать и потреблять продукцию бОльшего количества китайских брендов, а китайский потребитель готов с удовольствием знакомиться с российскими. Например, сейчас мы активно подбираем российских поставщиков косметики и пищевых продуктов для китайского рынка, а из Китая планируем поставлять компоненты для производства БАД и лекарств.
Второе, что, как я считаю, сближает Россию и Китай в бизнесе, — это иерархическая структура команд и субординация. Конечно, в некоторых российских компаниях это меньше ощущается, в некоторых — больше. Для Китая это данность. Руководитель — это лидер, и точка.
Я могу сказать, что в обеих странах структура компании похожа на структуру большой семьи во главе со старшими. Поэтому многие границы остаются формальностью. За успех любого проекта переживает вся команда, независимо от того, участвуют ли все сотрудники в проекте непосредственно. То же касается границ рабочего дня. Они, конечно, приведены в соответствие с трудовым законодательством, но обсуждения в чатах продолжатся и вечерами, и по утрам.
С таким семейным отношением я связываю и традицию отмечать события и праздники в обеих странах накрытыми столами. Недавно к нам в российский офис приезжал вице-президент из Китая, и мы, конечно, встречали его хлебом-солью.
Еще одно (наверное, менее очевидное, но яркое для меня) сходство двух бизнес-культур в том, что и в России, и в Китае я вижу значительный сегмент молодежи, настроенной на предпринимательство. Студенты, молодые специалисты стремятся вложить свой ум, свое время и энергию, создавая бизнес или строя карьеру. Они ищут возможности заработка, а не теплое место. На недавней конференции «Тяньши» в России я с радостью зафиксировала много молодых лиц — по нашей статистике, более 30% партнеров компании в нашей стране — это молодежь до 30 лет. Подобные тенденции поддерживают и китайские коллеги: к 25 годам ты уже бизнесмен или тимлид, к 30 можешь руководить бизнесом в отдельно взятой стране, а наши топы, руководящие компанией с оборотом $4,5 млрд, едва перешагнули порог 40.
Хотелось бы несколько слов сказать о явных различиях. В Китае бизнес практически не поддается негативным настроениям, когда наступают сложные времена. Уже расхожая, но совершенно актуальная для них аксиома: слово «кризис» на китайском — это два иероглифа: опасность (это вызов, и его нужно смело принимать) и возможность. Китайцы смотрят «за горизонт» кризиса. В любых изменениях ищут новые возможности. Поэтому часто, пока мы расстраиваемся и наблюдаем, китайцы уже запускают новые линии товаров. Наши коллеги из головного офиса, например, в течение месяца смогли перестроить логистические цепочки, когда в феврале-марте этого года рухнула привычная логистика. Это важная составляющая китайского подхода к бизнесу: надо определять цель и выдавать первые результаты как можно раньше, даже если они промежуточные.
Сиюминутная прибыль для Китая не самый главный фактор успеха. Я считаю, такой подход, безусловно, выгоден российским бизнесменам, потому что дает поддержку и пример того, что в любом кризисе, как учит китайская философия, рождаются новые возможности развития.
Мы прожили разные периоды российской экономики, и компания тоже по-разному из них выходила. В 2022 г. бизнес «Тяньши» делает активный задел на будущее. Наш экспорт вырос на 61% в первом полугодии 2022 г. по сравнению с прошлым годом, а импорт — более чем в два раза.
Сейчас наши китайские коллеги видят новые возможности в том, что спрос на продукцию российского производства в других странах растет. В частности, представители штаб-квартиры нашей компании в Китае заинтересованы в том, чтобы помочь продвигать на международный рынок бренды российской косметики и товаров для дома. Так, руководство «Тяньши» решило вложить полмиллиона долларов для поддержки российских производителей. И такая политика нацелена на многие страны. Сейчас мы проводим переговоры о сотрудничестве и верим, что совместный бизнес окажется взаимовыгодным.
В ноябре, при непосредственном участии Tiens Group, в Китае образована «Ассоциация Международной Экономической Стратегии». Это новая структура призвана помогать среднему и малому бизнесу выходить на международный уровень, открывать рынки других стран. Думаю, такая работа будет актуальна для многих российских компаний. Потому что, как показывает практика, общих черт в бизнес культуре наших стран больше, чем отличий.