Меню

Преодолеть административное давление. История одной проверки

Иллюстрация: ООО «Ассоциация Бухгалтеров и Юристов»

Эта статья о силе закона и её особой важности сегодня

В октябре 2021 года у крупного производственного предприятия налоговым органом запрошены документы   по выплатам заработной платы иностранным гражданам.  Поскольку   существенно была нарушена процедура запроса документов, предприятие решило отказать налоговому органу, обосновав отказ  письменно.  Начиналась история с возбуждения в отношении организации и руководителя 16 административных дел по статье 17.7 КоАП РФ «Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении». В итоге проверка была предотвращена – экономия на административных штрафах составила в сумме 7,5 млн. рублей. А в  судах была доказана  правомерность действий организации и руководителя. 

Кому важно это знать: организациям,   осуществляющим деятельность в сфере строительства,  логистики, производства, общественного питания,  гостиниц, и любым предприятиям,   выплачивающим заработную плату  иностранным гражданам, в том числе гражданам ближнего зарубежья.

С 01 января 2023 года  возобновляются проверки налоговыми органами соблюдения валютного законодательства в отношении выплат иностранным гражданам. Мораторий на проверки по соблюдению организациями  валютного законодательства распространяется лишь при  условии применения мер ограничительного характера со стороны иностранных государств, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации (согласно  п. 10 введенного Федеральным законом от 13.07.2022 N 235-ФЗ; в ред. Федерального закона от 19.12.2022 N 518-ФЗ).

При проведении  проверок   административное давление  является мощным психологическим рычагом.  В острой международной ситуации нарушение в валютной сфере вызывает чувство вины и дискомфорта само по себе, а  санкции по статьям об административных правонарушениях предусматривают  кроме штрафов и дисквалификацию руководителя организации.

С 2016 года  на налоговые  органы возложены функции органов  валютного контроля, что позволяет  осуществлять проверки соблюдения валютного законодательства. Поскольку функция органа валютного контроля появилась сравнительно недавно,  то законодательство, регулирующее проведение проверки,  применяется  не надлежащим образом и смешивается с налоговым законодательством.    Налоговый орган, имея непосредственно информацию о доходах иностранных граждан в виде справок  2-НДФЛ,  использует справки  как достаточную информацию  для начала проверки и запрашивает документы у организаций, минуя стадию предпроверочного контроля  и самое главное  - без решения о проведении проверки.

Высокое давление

ИФНС Новосибирской области  на отказ отреагировала незаконным возбуждением дела по ст. 15.25 КоАП РФ «Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования» в порядке ст. 28.7 КоАП РФ «Административное расследование» и в целях дополнительного сбора документов и информации направило   комбинату в течении двух месяцев 8 определений об истребовании документов.  Однако, мы рекомендовали не сдаваться и не предоставлять документы налоговому органу и не уведомлять о невозможности предоставления, так как дело по ст. 15.25 КоАП РФ возбуждено без законных на то оснований, соответственно,  требования органа валютного контроля об истребовании не законны, и таким образом обязанности предоставлять документы не возникает, так как не соблюдены нормы КоАП РФ о возбуждении дела и проведении административного расследования. В данном случае необходимо методично писать ходатайства о прекращении незаконно возбужденных дел. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 «Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении»  КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения. Согласно ст. 24.4 КоАП РФ ходатайства подлежат немедленному рассмотрению.

Отказ в предоставлении документов по каждому определению об истребовании влечет вызов лица и составление 2 протоколов и, соответственно,  возбуждение 2 административных  дел статье 17.7 КоАП РФ «Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении» в отношении организации и руководителя. Таким образом, в отношении организации и руководителя было возбуждено 16 административных дел по статье 17.7 КоАП РФ.

Тем не менее, в итоге налоговым органом в суд были переданы  только 4 дела,  остальные 12 дел «увязли в недрах». Данное обстоятельство очень благоприятно сказалось на общей картине.

Важно отметить, что по нашему опыту в отношении малых предприятий административного давления не происходит.

Самое страшное

Судьба рассмотрения  дел в судах первой инстанции определилась следующим образом. Первая инстанция не взяла на себя такой ответственности, прекратить производство по делам, что объяснимо. Дела,  связанные с валютным контролем в текущей обстановке, налагают на судью ещё большую ответственность.

Дела об административных правонарушениях по ст. 17.7 КоАП РФ в отношении руководителя рассматривает мировой судья, а в отношении организации  - судья районного суда.

И так, суды первой инстанции признали действия организации и руководителя незаконными.  По одному из  дел протокол был возвращен судьёй в налоговый орган по причине неустранимых дефектов.

Мы подали апелляционные жалобы на постановления о привлечении к ответственности.

Фанфары

В судах апелляционных инстанций справедливость восторжествовала.  Постановления о привлечении к ответственности отменены и производства по делам прекращены за недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены постановления о привлечении к ответственности организации и руководителя.

Решение от 05.07.2022 по административному делу  № 7а-264/2022 (в отношении организации) в Новосибирском областном суде.

Решение от 30.11.2022 по административному делу № 12-251/2022 (в отношении руководителя) в Кировском районном суде.

Решение от 09.12.2022 по административному делу № 12-250/2022 (в отношении руководителя) в Кировском районном суде.

Заключение

Независимое, собственное  мнение, основанное на юридических знаниях и  активная позиция   по убеждению  суда даже в публичных делах,  в которых нет состязательности, приносят свои плоды.  Согласно п. 3 ст. 30.6 КоАП РФ суд не связан доводами  апелляционной жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Чтобы законодательство работало, необходимо его реализовывать, то есть не применять судебную  практику  даже текущего года. Это всего лишь казуальное толкование суда в отдельно взятом случае – казусе. Судебная практика,  не воплощенная в обобщениях Верховного суда РФ, не может являться руководством по принятию решения  следовать ей, как в процессуальном смысле,  так и по причине  содержания в ней копируемых из решения в решение  ошибок,  как судов так и защитников и госорганов.

Что нужно знать каждому руководителю о проверках

Существует государственная доктрина, реализованная в законодательстве и направленная на защиту интересов бизнеса.  Заключается она в следующем. Госорган  не вправе запрашивать информацию и документы до даты начала проверки, то есть без  решения о проведении проверки, которое устанавливается в данном  случае Административным регламентом. Даже в случаях, когда законодательство нарушено,  совершенное правонарушение еще не является выявленным. Госоргану необходимо принимать во внимание установленные законом обязанности при проведении проверок.

Валютный контроль является государственным  контролем. Указом Президента РФ от 02.02.2016 N 41 "О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере" функции органа валютного контроля переданы Федеральной налоговой службе

Согласно п. 1 ст. 1 Федерального  закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - 294-ФЗ от 26.12.2008) настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Согласно п. 2 ст. 1 294-ФЗ от 26.12.2008 настоящим Федеральным законом устанавливаются:

1) порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля);

2) порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации и проведении проверок;

3) права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок;

4) права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов.

Согласно ч. 5 п. п. 3.1 ст. 1   294-ФЗ от 26.12.2008  положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок (см. п.п. 1), не применяются при осуществлении  такого вида  контроля как валютный контроль. Таким образом, остальные положения 294-ФЗ от 26.12.2008, применяются при осуществлении  валютного  контроля

А согласно ст. 15  294-ФЗ «Ограничения при проведении проверки» при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе:

9) требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов, информации до даты начала проведения проверки. Орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля после принятия распоряжения или приказа о проведении проверки вправе запрашивать необходимые документы и (или) информацию в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

Директор ООО «Ассоциация Бухгалтеров и Юристов» Афонасьева Н.Н.

М.Площадь Ленина

г. Новосибирск, ул. Ядринцевская, 46 а,  подъезд 2, офис № 3

https://www.association-bj.ru/

почта direct@association-bj.ru

тел. 8 383 222 87 59

Моб. т. 8 984 453 42 29

ООО "АССОЦИАЦИЯ БУХГАЛТЕРОВ И ЮРИСТОВ"

 
согласно результатам экспертного анализа вошла в отраслевой рейтинг устойчивых и динамично развивающихся предприятий “Достояние отрасли 2021”. Публикация аналитики в рамках Сибирского федерального округа доступна по ссылке: https://www.analit-centr.ru/5408230909
 

Реклама. https://www.association-bj.ru