Меню

Новосибирцы семь тысяч раз пожаловались Центробанку на финансовые организации в 2022 г.

Иллюстрация: https://unsplash.com

Количество обращений, по данным ЦБ, осталось на уровне 2021 г. 555 обращений содержали вопросы, связанные с санкциями.

Чаще всего жители региона в 2022-м жаловались на банки, как и в предыдущем году — такие обращения составили больше половины от общей доли. При этом в 2022 г. количество таких жалоб уменьшилось на 10% по сравнению с 2021 г., отметили в Банке России. В первой половине 2022 г. было много вопросов, связанных с санкционными кредитными каникулами — люди обращались к регулятору за разъяснениями, как ими воспользоваться.

Примечательно, что, по данным аналитиков, клиенты банков стали реже жаловаться на навязывание финансовых продуктов — таких обращений в 2022 г. было на 30% меньше, чем годом ранее. Количество вопросов, связанных с возвратом просроченной задолженности банками, в том числе из-за методов взыскания, сократилось почти в два раза.  

В 2021 году Банк России получил больше 250 жалоб новосибирцев на некорректное поведение сотрудников служб взыскания — постоянные звонки, в том числе ночью, оказание психологического давления и угрозы, размещение информации о должнике и долге в общедоступных местах и другие недобросовестные практики. В 2022 году жалоб подобного содержания было меньше десяти, — рассказала первый заместитель начальника Сибирского ГУ Банка России Марина Асаралиева.

Она также напомнила: если заемщик понимает, что не сможет внести очередной платеж, не нужно прятаться от кредитора. Наоборот, стоит выйти с ним на контакт и обсудить изменения условий возврата долга. В этом случае можно избежать просрочки, комиссий и штрафов, которые в конечном итоге могут неблагоприятно отразиться на кредитной истории.

Количество жалоб на страховые компании в 2022 г. практически осталось на уровне прошлого года — 1 300 обращений. При этом 80% вопросов были связаны с ОСАГО. Чаще всего люди обращали внимание регулятора на случаи, когда страховая компания при расчете цены полиса автогражданки использовала неверный коэффициент бонус-малус. Однако только в единичных случаях нарушения со стороны страховщиков подтверждались, и Банк России обязывал их восстановить права автовладельцев.

На микрофинансовые организации жители Новосибирской области пожаловались менее 1 100 раз — практически столько же, сколько и в 2021 г. Меньше стало обращений клиентов МФО из-за навязывания дополнительных услуг. Однако люди стали чаще жаловаться на взимание комиссий при оформлении займов, выражали несогласие с условиями договоров, пытались оспорить кредитную историю. В два раза чаще жители региона сообщали о столкновении с кибермошенниками, которые в том числе использовали их персональные данные для оформления микрозаймов. Для решения этой проблемы вводится новый порядок проверки личности заемщика при выдаче онлайн-займов, а также разрабатывается механизм самозапрета на займы и кредиты, рассказали в Банке России.

Ожидаемо больше жалоб было на участников рынка ценных бумаг. Регулятор получил в шесть раз больше таких обращений от розничных инвесторов из Новосибирской области. Главная причина — санкции и связанные с ними ограничения на фондовом рынке, блокировки активов, сложности с проведением валютных операций. Много вопросов у инвесторов возникло из-за того, что брокеры, оказавшиеся под санкциями, были вынуждены переводить индивидуальные инвестиционные счета другим участникам рынка. Возникали ситуации, когда у человека были открыты сразу два ИИС, и инвестор мог потерять налоговые льготы, — прокомментировала Марина Асаралиева.

В прошлом году был принят закон: инвесторы, у которых второй ИИС был открыт после 24 февраля 2022 года для перевода бумаг от подсанкционного брокера, сохранили право на получение налоговой льготы. Кроме того, все жалобы людей на участников рынка ценных бумаг были учтены при подготовке новой концепции совершенствования защиты розничных инвесторов.