Меню

«Росатом» измерил человекоцентричность российских компаний

Иллюстрация: «Росатом»

Госкорпорация представила результаты исследования «Индекс человекоцентричности компаний» и анонсировала создание альянса компаний, для которых в фокусе внимания всегда остается человек.

Исследование провели специалисты Корпоративной академии Росатома. В пилотном проекте участвовали 120 компаний из России, стран СНГ и БРИКС.  К исследованию приглашались HR-директора, руководители и партнеры компаний из промышленной сферы, торговли, энергетики и сферы услуг с разным оборотом и численностью сотрудников. Респонденты заполняли анкету, состоящую из 47 вопросов. Кроме того, представители отдельных компаний участвовали в интервью для выявления лучших практик по развитию человекоцентричного подхода. По итогам были сформированы 32 кейса, которые доступны на сайте инициативы.

Основу индекса человекоцентричности компаний составляют два субиндекса. Субиндекс внутренней корпоративной ответственности «Сотрудники» отражает деловую практику компании по отношению к собственному персоналу, а субиндекс внешней корпоративной ответственности «Сообщество» оценивает социальную политику компании как для общества в целом, так и для местного сообщества на территории присутствия.

Исследование показало, что средний срок работы в компаниях составляет 4,3 года. Среднее количество карьерных переходов, как горизонтальных, так и вертикальных, за все время работы в компании равно 1,7 раза. При этом у 79% компаний есть разные инструменты адаптации новых сотрудников, а полностью отсутствуют они у 5% работодателей. На вопрос, разрабатываются ли в компании индивидуальные программы карьерного развития, положительно ответили 68% респондентов, 26% полностью согласились.

Система поддержки работников в разных компаниях развита неравномерно: 53% работодателей решают проблемы питания сотрудников, 48% компенсируют транспортные расходы и почти столько же (47%) материально поддерживают семьи сотрудников. В 11% компаний можно рассчитывать на помощь в улучшении жилищных условий. Только 13% опрошенных указали на наличие практик поддержки бывших сотрудников, вышедших на пенсию.

29% руководителей высшего звена (заместитель генерального директора или эквивалент) —женщины, причем в промышленности таковых всего 17%.

71% компаний используют только те практики защиты прав сотрудников, которые напрямую предусмотрены законодательством. Лишь 9% респондентов отметили, что в компаниях существуют специально созданные структуры по работе с жалобами на нарушение прав сотрудников.

Компании не слишком активно строят отношения с внешними партнерами: чуть более половины (51%) реализует совместные программы с вузами, школами и учреждениями среднего специального образования, но лишь 6% вакансий в итоге заполняется выпускниками партнерских учебных заведений.

Единого мнения, какая компания может считать себя человекоцентричной, в экспертном сообществе до сих пор не существует, отметили эксперты. В общих чертах человекоцентричность (от англ. human-centricity) означает, что в центре процесса или организации находится человек со своими ценностями, потребностями и приоритетами. Такой подход выгоден не только работникам, но и работодателям: инвестиции в развитие сотрудников значительно влияют на уровень их лояльности, развитие образовательной среды в компании повышает продуктивность, а создание систем нефинансовой мотивации возвращается повышением прибыли компаний, считают эксперты.

Авторы исследования рассчитывают, что оно поможет не только более четко определиться с терминологией, но и выработать «золотой стандарт» человекоцентричности работодателей, чтобы в дальнейшем принимать необходимые управленческие решения.

Индекс человекоцентричности станет основой для создания альянса компаний, для которых в фокусе внимания всегда остается человек, отметили в «Росатоме». Инициатором создания альянса выступила сама госкорпорация. Ключевые задачи будущего альянса — объединить усилия по продвижению принципов человекоцентричности в управление российскими организациями, сформировать единый понятийный аппарат в области человекоцентричности, содействовать изменению нормативной базы для развития человекоцентричного управления и обмениваться лучшими практиками. Первые подписания в рамках альянса планируются на ПМЭФ-2023.

Тенденцию к развитию человекоцентричности в компаниях рекрутеры начали отмечать все чаще. В мире давно установился такой тренд, как well being — забота о благополучии сотрудников. Например, бесплатный психолог — этим сейчас часто пользуются крупные российские компании. Тренд усилился и развился в 2020 г., в период пандемии коронавируса — тогда на первый план вышло все, что связано со здоровьем, и у сотрудников появился запрос на программы поддержки хорошего физического состояния. В 2022 г., с геополитическим шоком и усилением неопределенности, вырос запрос на психологическую поддержку. Причем программы часто предоставляются не только сотрудникам, но и их семьям. Такой тренд, как считают эксперты, будет усиливаться, и организации, нацеленные на well being, будут более привлекательны на рынке для соискателей.

Соискатели демонстрируют потребность в целостном взаимодействии с работодателем. Безусловно, на первом месте всегда останется зарплата. Но общие запросы будут меняться, в зависимости от профотраслей. Для кого-то будет важнее наличие удаленки, а для кого-то — предоставляет ли работодатель возможность ездить раз в год в санаторий. Это нормально, — отмечала в обзоре рынка труда на nsk.dk.ru директор hh.ru Сибирь Екатерина Дегтярева.