Меню

«Сидел в ларьке в ночь обстрела Белого Дома в Москве». Новая история первых денег

Иллюстрация: Из личного архива Светланы и Петра Смиренко

Руководитель комитета по здравоохранению НОО «Опора России», управляющий сетью клиник «Смитра» Петр Смиренко и соучредитель сети Светлана Смиренко рассказали о своих первых деньгах.

Светлана Смиренко

— Свои первые деньги, как и большинство советских школьников, я заработала на заводе. Мы с друзьями отрабатывали там практику — в течение месяца собирали магнитные пускатели и работали на большом конвейере вместе со штатными сотрудниками. Это был завод Сибсельмаш, 1986-87 год. Мы были частью большого коллектива, маленьким винтиком в этой мощной системе, и нам платили за это деньги. Правда, совсем небольшие, а работали мы, кстати, наравне со взрослыми.

А вообще, пока мы учились в школе, многое пробовали — работали и в детском саду, и в магазине. Это называлось учебно-производственным комбинатом. Мы, как обычно в России, жили в эпоху перемен, и на нас «испытывали» разные новые практики. Это было совсем неплохо — попробовать и увидеть себя в разных специальностях и понять, чего же тебе хочется, и чем бы ты хотел заниматься дальше. Да и вообще это никогда не обсуждалось — мы работали везде, где нам поручали, даже в колхозе, где жили целый месяц. Там, правда, нам ничего не платили, но это было весело, интересно, и мы не ждали денег, это было для нас неважно.  

Помню еще: чтобы добраться на завод вовремя, нужно было выходить из дома в 6:30 — это был настоящий челлендж! Мы встречались с подружкой и шли на остановку, которая в это время была полная народом — огромное количество людей начинало работу очень рано. Конечно — рабочий, промышленный город. С тех пор мне кажется, что сибиряки вообще привыкли очень много работать, как никто другой.

Петр Смиренко

— Все мы в детстве что-то зарабатывали себе на мороженое, но это были несерьезные деньги. А я помню деньги, которые уже пришлось зарабатывать для того, чтобы прожить. Это был, наверное, 1992-93 год, я еще был студентом, и помощи ждать было неоткуда — пришлось искать пути, крутиться, как все. Я пробовал много разного, даже в ларьке работал. Кстати, получилось так, что я сидел в ларьке в ту «веселую» ночь обстрела из танков Белого дома в Москве в 1993 г., и на ВДНХ была большая заварушка, потому что там находился центр Гостелерадио (Петр Смиренко учился в Москве, в МГТУ им. Баумана — прим. ред.).

Много интересного происходило, но в конечном счете благодаря знакомствам, полученным во время этих «непонятных» работ, и сложилась та цепочка, которая привела меня к тому, что у меня есть сейчас.