Эксперт дал несколько основанных на собственном опыте советов, как молодому предпринимателю попасть в акселератор, на что обратить внимание, к чему подготовиться.
Founder & CEO Gigimot Арсений Санташев
Прежде чем подавать заявки, убедитесь, что ваш стартап соответсвует следующим трем пунктам:
1. У вас есть план развития. Прежде чем подавать заявку на участие в программе акселератора, вы должны иметь четкое видение того, куда хотите двигаться, и стратегию, как этого достичь.
2. Вы подтвердили свою идею. Программы акселераторов хотят убедиться, что для вашего продукта или услуги есть рынок. Если вы подтвердили свою идею через отзывы клиентов, маркетинговые исследования или продажи, это говорит о том, что на ваш стартап есть спрос.
3. Вы преданы своему стартапу. Программы акселераторов ищут основателей, которые преданы своему стартапу и готовы приложить много усилий и самоотверженности, необходимых для достижения успеха. Если вы уже вложили время и ресурсы в свой стартап и готовы сделать все необходимое для его успеха, это может повысить ваши шансы на принятие в программу акселератора.
Хотя эти показатели могут помочь вам определить, готов ли ваш стартап к акселератору, важно понимать, что каждый акселератор и, соответственно, программа отличаются друг от друга.
Итак, допустим, вы подходите по всем трем пунктам. Отлично! Что дальше? А дальше следуют ключевые шаги, от которых будет зависеть ваш успех:
Изучите рынок. Первый шаг к тому, чтобы попасть в акселератор, — найти подходящий именно для вашего стартапа. Существуют сотни акселераторов, каждый из которых имеет свою направленность, отрасль и стадию. Потратьте время на изучение и понимание того, что ищет каждый акселератор, и подходит ли он именно вам. Некоторые из популярных акселераторов — Y Combinator, Techstars, 500 Startups, Seedcamp, Startup Wise Guys, Sky Deck, Сбер500, ФРИИ, Евразийский Центр Инноваций. Найдите их веб-сайты и узнайте об их критериях и процессе подачи заявок.
Соберите крутую команду. Акселераторы ищут сильные, преданные и талантливые команды, у которых есть потенциал для реализации своего видения. Убедитесь, что ваша команда обладает необходимыми навыками и опытом для создания и развития стартапа. Покажите, что команда увлечена своим продуктом и стремится сделать его успешным.
Имейте четкое ценностное предложение. Вы должны сформулировать свое ценностное предложение и показать, как стартап решает реальную проблему. Убедитесь, что вы можете объяснить, почему ваш продукт — уникален и лучше, чем у конкурентов.
Динамика развития (traction). Большинство акселераторов предпочитают стартапы, которые уже запустили свой продукт и имеют определенную тягу на рынке. Они хотят видеть, что ваш продукт соответствует требованиям рынка и набирает обороты. Предоставьте метрики, которые покажут, что ваш продукт набирает пользователей, доход или вовлеченность.
Подготовьтесь к заполнению заявки. После того, как вы определили подходящий акселератор, пришло время заполнить все поля. Потратьте время, чтобы вдумчиво ответить на каждый вопрос и предоставить как можно больше подробностей. Вы не поверите, но большинство стартапов проваливаются уже на этом этапе.
Используйте свою сеть. Посещайте мероприятия для стартапов, знакомьтесь и общайтесь с основателями, которые уже прошли через программу акселератора. Они могут поделиться разными инсайтами и помочь подготовиться к интервью.
Подготовьте питч дэк и ответы на вопросы. Часто можно встретить в заявке пункт про ваш питч дэк (презентацию). Обязательно подготовьте профессиональную презентацию с минимальным количеством слов на слайде. Если вас пригласят на интервью, то будьте готовы презентовать свой стартап в формате не более 3 минут (в некоторых случаях до 5 или до 8 минут), а все оставшееся время (20-40 минут) посвятите ответам на вопросы.
Хотя эти советы и могут помочь увеличить ваши шансы быть принятыми в программу акселератора, есть и «красные флажки», которые могут снизить ваши шансы. Вот пять из них, на которые следует обратить пристальное внимание:
- Вы не умеете продавать. Эффективный навык продаж имеет решающее значение для стартапов. Плохие навыки или их отсутствие могут дать понять директорам акселераторов, что ваш стартап не подходит для программы.
- Отсутствие фокуса. Если у вашего стартапа нет четкого фокуса или направления, акселераторы не решатся инвестировать время и ресурсы в вашу компанию.
- Слабая команда. Команда без опыта работы или отсутствие разнообразия в наборе навыков может вызвать опасения у директоров программ акселераторов.
- Отсутствие динамики. Если ваш стартап не развивается или у него нет прототипа или MVP, трудно показать потенциал роста и успеха.
- Отсутствие энтузиазма. Директора программ акселератора хотят видеть, что вы увлечены своим стартапом и заинтересованы в его успехе. Если вам не хватает энтузиазма или вы не демонстрируете явной страсти к своему стартапу, это может быть тревожным сигналом.
В заключение следует отметить, что участие в акселераторе может стать решающим фактором для любого стартапа. Однако, если вы не соответствуете критериям и вас не берут, не отчаивайтесь. Подайте заявку через три месяца вновь и покажите, насколько далеко вы смогли продвинуться вперед.
Будьте честны в отношении сильных и слабых сторон вашего стартапа. То, что вы не станете Яндексом за один день, — это нормально. Будьте готовы ответить на сложные вопросы о своем бизнес-плане и питче. Покажите свою страсть и преданность стартапу и его успеху. И последнее: будьте уважительны и профессиональны в общении с директорами и менторами программы акселератора.
Следуя этим советам, вы сможете увеличить свои шансы на попадание в выбранный вами акселератор и вывести стартап на новый уровень.