Меню

«У Новосибирска нет лица»: что такое бренд города и зачем он нужен

Иллюстрация: Предоставлено спикером

«Нам есть, чем отличиться от остальных городов России. Дело не в исторических ценностях, не в конструктивизме, не в снежинках и суровом климате — это не актуально для аудитории».

Управляющий партнер и генеральный директор брендингового агентства A.STUDIO в Новосибирске Анна Собянина

У каждого города должен быть сформированный бренд

—  Территориальный брендинг — это «лицо региона». Это ассоциации, которые возникают в головах у жителей и туристов при упоминании названия города. Это совокупность инфраструктуры, достопримечательностей, мероприятий, традиций и множества других параметров.

Но у Новосибирска нет продуманного позиционирования. Ранее горадминистрация пыталась создать бренд для нашего города. Так, в 90-е существовал «Городовичок», в последние годы заметен акцент на продвижении эмблемы «Снежинка», а в честь юбилея города продвигалась тематика конструктивизма. Кто-то строил способы продвижения на том, что Новосибирск — третий город страны, географический центр России и научная столица. На наш взгляд, эти форматы давно устарели.

Заботливый Городовичок — неактуальный символ из прошлого столетия, холодная Снежинка не отражает особенности Новосибирска и может относиться к любому городу Сибири, а конструктивизм — специфика, которая будет интересна и понятна небольшой аудитории. В 2023 году необходимо отстраивать имидж от особенностей, которые нужны тем, кто хочет приезжать и жить в этом городе. Никто не делал акцент на этих важных деталях.

Зачем городу свой бренд?

Люди часто могут не осознавать, но бренды крупных городов уже закреплены в их сознании. Например, Санкт-Петербург ассоциируется и позиционируется как Северная столица с историческим бэкграундом, Томск — как студенческий город, а Иваново — «город невест».

Новосибирск не такой. Он молод, поэтому отстраиваться от уже используемых кем-то форматов (история, образование) — не лучшая идея. Эффективный бренд города нужен, чтобы:

—  Привлечь туристов и инвесторов

— Поднять влияние города внутри страны

— Развить инфраструктуру

—  Повысить качество жизни жителей

Новосибирск отличается от других городов

При правильно сформулированных ценностях городской брендинг может дать скачок в развитии целого региона. Но в первую очередь нужно изучить, почему люди выбирают Новосибирск. На основании исследований, которые мы проводили можно сказать следующее:

1.   К нам приезжают за досугом и развитием
Новосибирск — транспортный хаб. Это «город-вокзал», в который приезжают с определенной целью и, выполняя ее, уезжают в другой населенный пункт. Например, студенты поступают в вузы Новосибирска за хорошим образованием и переезжают в другие города. Кто-то выбирает город для отпуска: ходит в Аквапарк или театры, гуляет по набережной, посещает мероприятия. Кого-то привлекает природа и атмосфера Академгородка.

На этих возможностях, при разработке территориального брендинга, стоит сделать акцент. Это в очередной раз доказывает, что Новосибирск — молодой город, полный возможностей и интересных событий. Сформированный имидж поможет увеличить трафик.

2.   К нам приезжают за лучшей жизнью
Сюда переезжают люди из разных уголков Сибири: Омска, Барнаула, Кемерово и других городов. Нужно задуматься, по каким причинам они выбирают Новосибирск для жизни? Мы думаем, это связано с тем, что город динамичен и полон возможностей. Амбициозные карьеристы приезжают в поисках хорошей работы, большие семьи выбирают себе дома в новых жилых комплексах города, а любители размеренной жизни хорошо осваиваются в Академгородке. Для каждой целевой аудитории находится подходящее предложение.

3.   К нам приезжают за качественной медициной
Кому-то этот пункт покажется неожиданным, но именно в наши медицинские центры приезжают за проверкой своего здоровья и даже серьезными операциями. На это тоже нужно обратить внимание: жители России знают, что в Новосибирске — много хороших клиник с современным оборудованием. Уже из описанных сегментов аудитории можно понять, что в Новосибирск приезжают за безопасностью, ощущением гостеприимства, интересным досугом и динамичным темпом жизни.

Как же создать этот имидж?

За 17 лет работы нашего агентства мы поняли, что самое важное в построении бренда понять свои особенности и изучить тех, для кого проводится работа. Разработка любого бренда — территории или организации — трудоемкий процесс. Для этого необходимо продумать визуальную концепцию, выявить УТП, найти способы коммуникации с аудиторией, проблемные точки и способы их решения.

Наш город уникален своей молодостью и современностью, поэтому нам есть, чем отличиться от остальных городов России. Дело не в исторических ценностях, не в конструктивизме, не в снежинках и суровом климате — это не актуально для аудитории. 

При построении имиджа Новосибирска надо думать о людях. О том, что действительно важно для абитуриентов при выборе вуза. О том, где захотят гулять туристы, и как будут искать работу карьеристы. О том, где у нас хорошая медицина и лучшее будущее.

Потому что бренд — это не красивая картинка, а целая информационная система.