У банков появился новый механизм взаимодействия для решения проблемы должников, попавших в сложную жизненную ситуацию.
Новый инструмент закреплен в Cтандарте защиты прав и интересов заемщиков при урегулировании задолженности. Документ разработали участники рабочей группы Банка России по медиации. В нее входят представители банковского сообщества, финансового уполномоченного, Минфина РФ и других заинтересованных структур.
Заемщик, столкнувшийся с потерей работы, длительной болезнью и другими сложностями, и имеющий сразу несколько кредитов в разных банках, сможет обратиться в один из банков с заявлением о комплексном урегулировании задолженности. В нем он укажет другие банки, которые выдали ему кредиты, и они смогут или самостоятельно взаимодействовать друг с другом в рамках стандарта, или назначить один из банков оператором, который возьмет на себя задачу по реструктуризации всех кредитов заемщика.
В жизни бывают такие ситуации, когда кредит есть сразу в двух разных банках: например, в одном банке — ипотека, а в другом — кредитные карты. Сейчас, если возникают финансовые сложности, человек просто не знает, что делать, в какой банк пойти. Именно для таких случаев мы разработали Стандарт защиты прав заемщиков. Этот документ предполагает, что человеку достаточно прийти в один банк, а дальше кредиторы должны договариваться между собой, самостоятельно. Это сэкономит и время, и деньги заемщику, потому что на выходе он получает посильный график платежей, учитывающий его долги перед всеми кредиторами. Банкам это тоже выгодно, потому что позволит не терять заемщика и не портить его кредитную историю. На текущем этапе стандарт добровольный, но уже сейчас к нему может присоединиться каждый российский банк, — пояснил начальник Управления регулирования Службы по защите прав потребителей Банка России Алексей Чирков.
Кредиторы, которые решат присоединиться к новому механизму, разместят все необходимые инструкции для заемщиков на своих сайтах.