Меню

Российский авторынок: курс на перезагрузку

Иллюстрация: АО «Д2 Страхование»

Ситуацию на авторынке и прогнозы его развития, охотно ли россияне покупают «электрички» и берут автокредиты, новые реалии автострахования — эти и другие вопросы обсудили на Авто конференции 2023.

Организаторами конференции выступила компания «Д2 Страхование». Цель  мероприятия —  честно поговорить с игроками рынка, обменяться опытом, идеями и получить полную картину того, что происходит на рынке. Для дискуссии организаторы пригласили экспертов, которые знают рынок с разных сторон: представителей банков, дилера электромобилей и аналитическое агентство Автостат.

В 2022 году российский авторынок показал самое масштабное падение, основной причиной которого стало прекращение поставок новых машин и, как следствие, резкий скачок цен. И если прошлогодняя динамика была глубоко отрицательной, то первый квартал текущего года позволяет смотреть более оптимистично. Согласно данным аналитического агентства Автостат, за первый квартал текущего года продажи всех типов транспортных средств сократились на 31% (в 2022 году продажи упали на 59%).  Сегмент легких коммерческих автомобилей показал самое большое падение на 40%, а вот сегмент грузовых автомобилей и автобусов показал рост (21% и 10% соответственно).

«С конца лета прошлого года начал восстанавливаться рост продаж, — комментирует исполнительный директор Автостат Сергей Удалов. — Так, если проанализировать рынок новых легковых автомобилей в первом квартале, то в январе было продано 45 231 машин, в феврале — 56 148, а в марте продажи составили 69 913 штук. Причин несколько — восстановление производства и продаж на АвтоВАЗе, рост китайских дистрибьютеров и увеличение альтернативного импорта».

Динамика в СФО идентична общероссийской: в январе продано 2 478 машин, в феврале — 3 367, в марте — 4 180 автомобилей.

«Если говорить про структуру рынка новых легковых автомобилей, то лидером продаж является Lada (доля на рынке 37%), на второй строчке — Chery (11,9%), на третьей — Haval (9,3%), — уточняет Сергей Удалов. – По ценовому диапазону в первом квартале доля премиальных автомобилей составила всего 4% против 10% в аналогичном периоде прошлого года».

На авторынке СФО тот же рейтинг предпочтений по маркам машин, небольшое отличие по долям: Lada — 30,9%, Chery — 13,2%, Haval — 8,6%. При этом доля премиальных авто составляет 3%, падение на 4%.

Статистика выявила интересную региональную особенность — на российском авторынке марка-лидер дала прирост в продажах на 21,3% за первый квартал, а в СФО продажи Lada уменьшились на 18,3%. Китайские автобренды показали существенный прирост в продажах за три месяца. Если посмотреть на данные по Новосибирской области, то динамика продаж Lada менее отрицательная, чем в регионе, а вот продажа Chery в два раза выше. Что касается моделей-лидеров, то в НСО чаще всего покупают Lada Granta, на втором месте — Lada Niva Travel, на третьем — Lada Niva Legend.

«Если рассматривать рынок по производству марок, то наблюдается уменьшение иномарок российской сборки, увеличивается импорт китайских автомобилей, вырос отечественный автопром, — комментирует Сергей Удалов. — Если говорить про цены, то был заметен их рост с 2019 года. В марте — апреле прошлого года мы наблюдали пик, после чего цены скорректировались. Сегодня средневзвешенная цена нового автомобиля составляет 2,8 млн рублей».

По мнению экспертов, сегодня несколько изменился портрет покупателя: потребитель, привыкший менять автомобиль каждые 3-4 года, сегодня ориентируется на китайские бренды или оставляет ранее купленную машину.

Продажи подержанных машин значительны. Это связано с тем, что такие автомобили могут быть более доступными по цене, средняя цена покупки — 980 тысяч. На российском рынке легковых автомобилей с пробегом в сегменте «до 7 лет» прирост за квартал составил 10%. Среди марок лидером является Lada, на втором месте — Toyota, на третьем — Hundai. Еще одна заметная тенденция — в масштабах страны растет объем автомобилей старше 15 лет.

Авторынок Сибирского округа продолжает развиваться: растет спрос не только на новые автомобили, но и наблюдается увеличение интереса к подержанным машинам. Динамика продаж подержанных автомобилей положительная, за три месяца продано 159 387 единиц, лидирует Toyota, на второй строчке — Lada, замыкает «тройку» Honda. В Новосибирской области продано 27 706 машин, при этом охотнее всего покупают базовые японские автомобили — Toyota, Nissan, Honda; у Lada отрицательная динамика продаж по сравнению с аналогичным периодом.

Кроме того, активно развивается кредитный рынок. В первом квартале в СФО рынок автокредитования показывает положительную динамику. Большинство банков и кредитных организаций предлагают своим клиентам низкие процентные ставки и удобные условия для получения автокредита. Заметна тенденция на преобладание в продаже подержанных автомобилей, ведь выбор по моделям гораздо шире, а цены более привлекательны, чем на первичном рынке. 

По данным Управляющего директора Экспобанка Андрея Морозова в выдачах банка заметна тенденция на увеличение доли автомобилей с пробегом (92%) и увеличение возраста кредитного автомобиля, при этом комфортный срок кредитования на подержанные авто составляет менее 70 месяцев. «Мы видим увеличение конкуренции на одного клиента и увеличение кредитной нагрузки по клиентам, при этом фиксируем снижение скорости принятия решений со стороны покупателя, — уточняет спикер. — В такой ситуации важно предлагать гибкую линию тарифов под потребности клиента; разрабатывать продукты с клиентской ценностью с партнерами. В частности, в банке реализуется подобная партнерская программа с «Д2 Страхование»; предлагаются совместные проекты с дилерами под текущие запросы».

В условиях адаптации к новым вызовам финансовые институты разрабатывают различные спецпрограммы. Так, Экспобанк запустил спецпрограмму на электромобили с производителем Skywell.  По данным компании Автостат, на 01.01.2023 г. в России зарегистрировано 45 391 562 автомобиля; парк электромобилей и гибридов составляет 214 555 штук. В Сибирском округе на начало года зарегистрировано 3 846 электромобилей, в Новосибирской области – 705 единиц (3% доля в РФ). Предпочтение по маркам – Nissan, Tesla, Porsche. По мнению регионального менеджера по продажам и развитию дилерской сети Skywell Алексея Пчельникова, российский рынок электромобилей сейчас активно растет, в лидерах продаж Москва, Приморский край, Иркутская область.  В Новосибирске уже более 30 точек заправок «электричек»: на ресурсах https://punkt-e.ru/drivers/ и в Яндексе можно легко найти адрес зарядной станции.       

Skywell видит большие перспективы в продаже новых машин и планирует расширить модельную линейку Skywell до 14 моделей  автомобилей к  2026 г.

Сегодня, по мнению экспертов, многие автодилеры предлагают собственные программы финансирования и льготные условия для покупки новых автомобилей в кредит, что помогает привлечь больше клиентов и увеличить объемы продаж. Так, в Skywell порядка 60% покупок оформляется в кредит, средняя сумма кредита 2 млн руб. Популярен трейд-ин, по этой схеме осуществляется 55% сделок, при этом 80% клиентов сдают премиальные бренды. Что касается страхования, то 70% покупателей приобретают страховку у дилера, средняя стоимость полиса составляет 120 тысяч рублей.

На Авто конференции 2023 участникам рынка удалось  задать вопросы представителям  автобанков региона, обменяться мнениям и обсудить новые продукты и технологии. Сегодня активно внедряются новые цифровые технологии в процессе страхования. К примеру, это может быть использование смартфонов и интернет-платформ для быстрого оформления полисов, а также расширение возможностей онлайн-консультаций по вопросам страхования и урегулирования убытков. Так, в «Д2 Страхование» для удобства клиентов принимают online документы по страховому событию.

Как считает председатель Совета директоров «Д2 Страхование» Юрий Вавилов, сегодня важно не только понимать локальную структуру рынка, но и гибко реагировать на запросы клиентов, при этом скорость отклика на запросы партнеров должна быть максимальной.

Таким образом, автострахование в Сибирском округе продолжает активно развиваться, компании решают новые задачи и применяют новые технологии для удобства своих клиентов.

«Планируем ежегодно проводить подобные мероприятия, открывая новую возможность для участников авторынка Сибири обменяться опытом с коллегами, услышать иной взгляд на актуальные проблемы с целью выявления ключевых точек роста для каждого. Это важный шаг в построении крепких партнерских отношений внутри рынка», – подвела итог встречи Ольга Васильева, член правления, заместитель генерального директора АО «Д2 Страхование», выступившего инициатором проведения конференции.

Реклама