«Деловой квартал» собрал руководителей и собственников бизнеса, чтобы обсудить новые реалии и новые возможности, кадровые проблемы и стратегию развития.
В 2022 году промышленность Новосибирска продолжала демонстрировать устойчивый рост, несмотря на некоторые вызовы и изменения в экономической среде, отметили участники круглого стола «Итоги санкционного года в промышленности».
Одной из ключевых отраслей с позитивной динамикой стало машиностроение. И хотя на мировом рынке происходят изменения, которые напрямую затрагивают машиностроительную отрасль, новосибирские предприятия адаптировались к новым условиям. Другой отраслью, которая продолжала активно расти в прошлом году, стала электронная и микроэлектронная индустрия. В частности, Технопарк продолжал привлекать новых резидентов — создателей высокотехнологичных устройств и материалов.
Тем не менее, новосибирский бизнес сталкивался и с рядом вызовов в 2022 г. Один из ключевых был связан с дефицитом рабочей силы. В условиях экономического роста и увеличения объемов производства, необходимость в новых сотрудниках возросла значительно. Однако, как и в других регионах России, в Новосибирске наблюдался недостаток квалифицированных кадров. Этот фактор серьезно затруднил развитие отдельных секторов промышленности.
Начальник отдела промышленности минпромторга Новосибирской области Вадим Шпедт уточнил, что индекс промышленного производства по итогам прошлого года составил 100,3% против общероссийского показателя в 99,4%. Динамика роста была положительной — 16%. Такая статистика обнадеживает, но есть определенные проблемы, в частности, возникают сложности с отгрузкой продукции, выстраиванием новых логистических схем.
Член Совета НГТПП, директор ООО «Гранд» Вячеслав Танаков подтвердил возникшие сложности с логистикой. Бизнес ищет разные решения — возможности «параллельного импорта», доставку грузов через Турцию, Китай, другие страны.
«Есть еще одна проблема — комплектующие. Каждая деталь, запчасть имеет свой ресурс, и когда они начали выходить из строя, остро встал вопрос комплектации. Изменившаяся экономическая ситуация резко ограничила возможность импортных поставок, и эта проблема была решена благодаря нашим специалистам из Технопарка — больше половины деталей были не просто продублированы в изготовлении, а даже улучшены их базовые характеристики», — поделился спикер.
Была определенная сложность у компаний, работающих по госконтракту, и чтобы не попасть в реестр недобросовестных производителей, они обращались в Торгово-промышленную палату, чтобы получить экспертное заключение, что выполнение обязательств сдвигается по объективным причинам, признанным форс-мажорными. Также со стороны государства есть финансовая помощь на поддержку производства компаниям, если они попадают под определенный перечень требований.
Руководитель представительства АО «Российский экспортный центр» в Новосибирске Елена Брагова уверена:
«На фоне санкционного давления у компаний появились и новые возможности. Так, Российский экспортный центр разработал программы поддержки приоритетного импорта. В частности, компании могут по низкой процентной ставке профинансировать импортные контракты на поставку оборудования, сырья и материалов для развития производства внутри страны, застраховать авансы по импортным контрактам и найти альтернативных зарубежных поставщиков».
Заместитель генерального директора Агентства инвестиционного развития региона Станислав Болотов доволен итогами прошедшего года по реализации обращений:
«К сожалению, все, что связано с Европой, на территории области не работает. Но сохранился внутренний инвестор, большой интерес к региону со стороны федеральных компаний, особенно московских. Ведь Новосибирск является наиболее привлекательным российским городом с точки зрения логистики. Много было и региональных обращений, но средний чек таких проектов меньше, чем у федералов. Если говорить про характер бизнеса, то большинство проектов связано с импортозамещением. Есть существенная проблема — практически не осталось земельных участков с подьездными путями. Но мы подбираем варианты, начали динамично этот год, показатели — наравне с прошлогодними».
Первый заместитель генерального директора Промышленно-логистического парка Александр Петров уточнил, что в пандемию был определенный застой, а в конце прошлого года стало расти количество резидентов, зашли крупные компании, три data-центра; активно начал строиться транспортный терминал. Руководство ПЛП ведет активную работу по подключению новых резидентов к инженерным сетям, строит ливневую канализацию и дорожную сеть.
Директор «Нео Пак» Александр Ладан озвучил проблему, когда российскому бизнесу сложно адаптироваться к новым обстоятельствам, если речь идет о нише рынка, которую прежде занимали иностранные производители. Так, компания Henkel поставляла 70% клея на российский рынок, и после ее ухода производителям упаковки пришлось срочно искать варианты подходящей замены.
«По нашей отрасли основным сырьем Россия себя обеспечивает. А чем не обеспечивает, то можно найти — мир, конечно, схлопнулся, но точно не закрылся целиком. Подходящий клей мы нашли в Турции. Есть трудности с замещением оборудования, но мы ищем и находим варианты. Так что живем с новыми, усложнившимися вводными, отрабатываем их в режиме реального времени. Главное — без паники, быстро мобилизуя внутренние и внешние резервы, — оптимистично настроен Ладан. — Это лучший год в истории рынка упаковки. У нас выросла зарплата на 30%, хотя есть определенная конкуренция за персонал. Но когда есть люди, способные решать любые проблемы, эти проблемы решаются, и бизнес крутится».
По мнению владельца компании «Светлый город» Сергея Левшенкова, 2022 год был интересным:
«Рост продаж составил 16%, а вот в произведенных единицах он упал (компания производит светодиодные светильники для коммерческого использования — прим.ДК). Рост произошел в основном за счет увеличения себестоимости продукции. Есть определенные трудности, прежде всего не хватает сотрудников, был определенный отток в компании, и сейчас мы активно ведем набор персонала. Серьезную конкуренцию составляют федеральные производители. Нам пришлось отказаться от некоторых направлений, например, от госзакупок».
Быстрая ориентация на новые обстоятельства и правильно выбранная стратегия помогли компании не только сохранить бизнес, но и активно развиваться: с начала года произошел рост на 33%, а в мае результаты в два раза выше по сравнению с маем прошлого года.
Учредитель компании «Хозяин» Алексей Регузов рассказал о своем опыте в условиях санкций:
«Мы производим профессиональную бытовую химию и импортируем вафельное нетканое полотно из Узбекистана, сдаем помещения в аренду. Что касается производства химии, то мы частично заменили компоненты на продукцию сербских, турецких и других производителей, при этом цена на продукцию снизилась, а рентабельность осталась прежней. А вот с импортом полотна возникают сложности из-за серьезных колебаний закупочной цены. И если обороты не растут, то издержки постоянно растут, приходится искать варианты их минимизации».
Испытывает компания и сложности в найме персонала: нужно расширять штат менеджеров, подбирать и обучать новых сотрудников, а это задача не одного дня даже при серьезном росте заработной платы. По словам учредителя, ФОТ вырос на 40%, опытным сотрудникам зарплаты постоянно повышают, почти половина коллектива работает в компании с момента ее основания.
Менеджер по продажам российского производителя промышленных роботов GRINIC ROBOTICS Мария Шарнина рассказала, что цель компании — интеграция и производство, и прошлый год стал для предприятия точкой взлета:
«Производство выросло в два раза. У нас хорошие производственные мощности, большинство деталей изготавливаем на своих станках, есть надежные партнерские связи по поставке качественных комплектующих из Китая. Основатель компании Михаил Григорьев, имея большой опыт работы с КНР, быстро нашел возможность для реверсного инжиниринга, и сегодня GRINIC ROBOTICS один из успешных производителей отечественных роботов, которые автоматизируют технологии изготовления упаковки, укладки, упаковки продукта и палетизации. При этом есть проекты, которые создаются с нуля, под определенный технический заказ».
В компании есть свой рецепт работы с персоналом: главное — рассмотреть человека думающего, дать ему возможность для саморазвития, реализации своих идей. И хотя в прошлом году примерно 5% сотрудников перешли работать на оборонные предприятия, освободившиеся вакансии быстро закрыли.
Актуальную тему кадрового потенциала поддержала директор по персоналу ГК «Новосибирскхолод» Наталья Ларикова:
«Не хватает технического и рабочего персонала. В прошлом году в регионе зафиксирован очень низкий показатель безработицы — 0,9%. При этом заметен интересный тренд: люди не ищут официальную работу, если у мужчин это связано с вопросом возможной мобилизации, то женщины предпочитают получать единовременное пособие на детей. Мы стараемся активно решать проблему с закрытием вакансий — и целевой набор ведем, есть партнерские проекты с учебными заведениями, у нас на предприятии действует своя программа переподготовки кадров».
Что касается бизнеса, то в ГК «Новосибирскхолод» заметен существенный рост по всем направлениям — это и выпуск мороженого, и низкотемпературное хранение, и торговый дом. По первому направлению велась большая работа по подбору российских аналогов загустителей, стабилизаторов, ингредиентов, ведь ключевой посыл — привычный вкус мороженого должен сохраниться. В компании успели закупить и привезти необходимое оборудование, но пришлось решать вопросы с упаковкой, исходным сырьем. Сегодня продолжается устойчивый рост по всем показателям, и спроса на внутреннем рынке вполне хватает.
Конструктор заводов технологического оборудования TMF и свайных гидромолотов ROPAT Константин Бессонов остановился на проблемах, с которыми компании пришлось столкнуться после введения восьмого пакета санкций, отрезавшего все экспортные программы:
«Так случилось, что ориентация на глобальные рынки себя не оправдала. И хотя в 2010 году мы первые получили международные сертификаты, сегодня это не работает. Пытались создать организацию в Казахстане, но нужно не менее 50% производить на их территории — к сожалению, не получилось. Сейчас пытаемся найти решение в Турции. Серьезная проблема по комплектации производственных цепочек — не все аналоги можно у нас найти: в России не производится нержавеющая сталь, жаростойкое стекло для каминов, уплотнительный шнур и ряд других позиций. В прошлом году мы испытали сильнейший шок: ты многие годы опираешься в производственных процессах на высокотехнологичные вещи мировых лидеров, например, немецкие оптические линейки, а теперь при их поломке сложно подобрать замену, поставки просто прекращены. Грустно, что в последние несколько лет Новосибирск из центра машиностроения дрейфовал в сторону торгово-логистического перекрестка. Вдумайтесь, что по официальной статистике в 2009 году у нас в городе не было подготовлено ни одного специалиста по профессии «фрезеровщик». Вот сейчас нас эта волна нагнала, и очень проблематично найти на производство токаря, слесаря, рабочих основных специальностей, даже за большие деньги. Нужно менять идеологию, поднимать престиж рабочей профессии, решать проблему нарушения процесса преемственности поколений. А это очень длительный цикл, ведь чтобы подготовить хорошего станочника, нужно минимум 7-8 лет после окончания колледжа».
Управляющий партнер DSO Consulting Сергей Дьячков подчеркнул, что, по сути, сегодня в российском бизнесе происходит активное импортозамещение:
«Сегодня мы видим есть определенные проблемы. Но импортозамещение обязательно произойдет, и это хорошо. Но до той поры, пока оно произойдет, лидеры западных отраслей продолжат развиваться, а нам придется их постоянно догонять, хотя это неплохо, есть на кого равняться. Главное — что производство имеет потенциал развития».
Елена Евстафьева
Фото: Егор Тиммерман