Уже несколько лет медицинская отрасль проходит серьезные испытания на прочность. Как справляется с вызовами частная медицина в Новосибирске, обсудили за круглым столом с «Деловым кварталом».
«Деловой квартал» предложил представителям сообщества поговорить о том, как медицинская отрасль пережила санкционный год, что сегодня происходит на рынке медицинских услуг, какие проблемы приходится решать чаще всего, и какие ожидания у руководителей частных медучреждений сегодня.
Модератором круглого стола выступила директор маркетингово-медицинского агентства МЁД Ирина Овдина.
Основатель «Клиники 1+1» Татьяна Тищенко подтвердила, что год был сложным, но он прожит достойно:
Если говорить про сложности, то они, конечно, были: кто-то из коллег приостановил оказание услуг по эстетической медицине; кто-то сократил расходы на рекламу и инвестпрограммы; многие приостановили клинические испытания. Подорожали расходные материалы: в амбулатории расходники всегда составляли 2-2,5% от общих затрат, сейчас это порядка 7-8%. Для нас это огромная разница.
У нас в компании случались перебои с лекарственным обеспечением. Но на фармацевтический рынок вышли новые производители: Китай, Индия, Беларусь, Казахстан, Россия, которые сегодня весьма успешны в поставках».
Руководитель отдела маркетинга и рекламы клиники «Санитас» Кристина Елизарова рассказал, что им пришлось долго решать вопрос по доставке оборудования. Помогли большой опыт, авторитет и настойчивость основателя клиники Михаила Андрушкевича — оборудование в итоге было получено.
Представители клиники заметили, что из-за ухода отдельных поставщиков сузилась возможность выбора расходных материалов:
Что касается оборудования, то в прошлом году клиника купила два маммографа корейского производства, причем по цене ниже европейских аналогов.
«Можно сказать, что, обратив свои взоры на восток, на азиатских производителей, мы даже остались в плюсе, — пояснила Марина Кондратенко. — Учитывая, что у нас — поликлиническое направление, то проблем с лекарственными запасами не ощутили. А вот наши пациенты, к сожалению, не всегда могут сразу найти препараты, которые им назначают для терапии. В этом случае подбираются аналоги, используются разные логистические цепочки — в любом случае лекарство находится. И еще радует то, что мы сохранили цены на лабораторные услуги, за это отдельное спасибо нашим коллегам».
Управляющий сетью клиник «СМИТРА», руководитель комитета по здравоохранению «Опоры России» Петр Смиренко согласен с коллегами, что заметно подорожание расходных материалов, которые постоянно необходимы в работе. Причем разочарование, по его словам, вызывает тот факт, что, когда покупаются материалы региональных производителей, идет неоправданное завышение цены, и это переменные затраты, которые постоянно нужно пересчитывать. А вот пустующие ниши рынка быстро заполняются, приходят новые поставщики, появляются складские запасы, поступают ежедневные коммерческие предложения.
Управляющая LifeBenefit & Reafan Лариса Панина подтвердила, что сильно подорожало оборудование, содержащее оптику и любые детали, которые попадают в категорию товаров двойного назначения — их импорт сейчас запрещен из-за санкций (рентгеновские трубки, датчики газов). А вот корейский производитель цены не поменял, поэтому происходит своеобразное «европозамещение».
«У нас были даже запасы бумаги, поэтому всеобщий ажиотаж не почувствовали, зато быстро освоили двустороннюю печать. А вот читая приносимые пациентами документы, напечатанные шрифтом 8 на формате А5, зрение, наверное, ухудшили», — с юмором описала ситуацию Альбина Никитина.
Заранее подготовились к возможным сложностям и в клинике «Блеск»:
Учредитель и директор Учебного центра и центра по продаже расходных материалов специалистам эстетической медицины «Лэди Лэнд» Ольга Нюняева уточнила, что особых проблем не заметили, бизнес динамично прирос:
В «Инвитро» в прошлом году столкнулись с проблемой поставки реагентов из-за ухода некоторых (не основных) поставщиков, но быстро нашли замену в Южной Корее, Санкт-Петербурге, Китае.
Сети клиник «Блеск» уход нишевых игроков помог в продвижении и активных продажах собственных уходовых средств.
«Наши продукты не были созданы под влиянием санкций, мы разработали их гораздо раньше, но вот легкая паника и задержки с поставками отдельных брендов в первом квартале прошлого года заметно увеличили продажи. А когда пациенты оценили эффект и комфортные цены, то пошли новые обращения. Словом, получился ход в обход», — пояснила Наталья Воробьева.
Согласна с выбором отечественного производителя и Ольга Нюняева:
«Можно с уверенностью сказать, что слоган «Сделано в России» заиграл новыми красками. Увеличились объемы и ассортимент российских средств профессионального ухода, их с большим удовольствием косметологи берут в работу, тем более у нас выпускаются действительно эффективные продукты. Так что это большой плюс и большой толчок к развитию, мы сегодня на взлете».
«Такой подход и быстрая переориентация на азиатский рынок помогли заполнить освободившуюся нишу и снять ту панику, которая была год назад, когда мы не знали, что же будет. Остались, конечно, какие-то незакрытые ниши у каждой клиники, но все эти вопросы решаемы, — уверена Марина Кондратюк. — А наши российские производители выглядят пока как ленивые товарищи — у них в государственной медицине все неплохо, и бороться за место на рынке частной медицины им пока не интересно».
На самом деле сейчас рынок предоставляет большие возможности, считают эксперты: все готовы бороться со стереотипами и менять свои привычки и в плане оборудования, и в плане расходников. Сейчас все вынуждены стать гибкими. Правда, как отметили игроки рынка, еще стоит вопрос — как на эту гибкость откликаются производители.
«Российские производители не все откликаются гибко. Рынок уже изменился и наверняка еще изменится. Будет другая форма рынка, будет другой спектр поставщиков, другой спектр оборудования. А мы как потребители переживаем за российского производителя. Я, конечно, хотел бы, чтобы наши производители использовали сегодняшние уникальные шансы занять освободившиеся ниши. И на складах надо обязательно сделать запасы наиболее востребованных медицинских товаров отечественного производства», — высказал свою точку зрения Петр Смиренко.
Сегодня, как заметила Кристина Елизарова, сами пациенты включаются в рынок, проявляют гибкость: они создают сообщества, обмениваются информацией, обсуждают логистические цепочки, помогают в поиске лекарств.
Единодушное мнение высказали медики по проблеме кадрового дефицита, которая для них всегда стоит остро: недостаток медицинских специалистов оказывает огромное влияние на работу медучреждения, что может привести к плохой обслуживаемости пациентов и низкому качеству медицинской помощи.
Одна из главных причин недостатка кадров в медицине — низкая оплата труда. Медработники часто получают зарплату, которая не соответствует их профессиональным навыкам и ответственности, которую они несут за здоровье пациентов. Это приводит к тому, что многие талантливые люди выбирают другую карьеру с более высоким заработком. Хотя, по признанию Петра Смиренко, в клинике «СМИТРА» зарплаты в 2022 году выросли на 30%. Его коллеги подтвердили, что зарплаты выросли по всем направлениям.
При этом, как заметили участники встречи, зарплаты в государственных медицинских учреждениях сегодня выше, чем в частной практике. Но проблема нехватки кадров характерна для всей медицинской отрасли. Медицинский персонал работает в условиях эмоционального напряжения и физических нагрузок. Кадровый дефицит и отсутствие необходимого оборудования также увеличивают нагрузки.
Еще проблема кадров в медицине связана с недостатком квалифицированных специалистов. Обучение медработников занимает много времени и требует значительных затрат. Одно из решений проблемы кадров в медицине — улучшение образовательной системы, развитие сети медицинских колледжей, поднятие престижа профессий младшего медперсонала.
Кроме того, не все имеют возможность получить высшее медицинское образование из-за ограничений по бюджету или географическому положению. Необходимо создавать условия для того, чтобы большинство людей имели возможность получить высшее медицинское образование и проходить дополнительное обучение. Для этого можно использовать различные формы государственной поддержки, например, гранты или льготные кредиты для студентов, считают руководители клиник.
Также они отметили, что сегодня профессиональное медицинское сообщество стало более сплоченным — появилось больше партнерских взаимосвязей внутри Новосибирска, области, Сибири.
В целом ситуация и настроение в частной медицине города более оптимистичны по сравнению с прошлым годом. Прошел процесс адаптации к новым реалиям, стали видны новые перспективы. Мы справились с «европозамещением». Хотелось бы надеяться, что российские производители станут более активны и запустят наконец-то те линейки продуктов, которые реально необходимы на рынке, — подытожила Ирина Овдина.
Елена Евстафьева
Фото: Роман Барников