«Не бегите от проблемы, не игнорируйте запросы от налогового органа — предоставляйте простые и понятные объяснения о совершенных операциях, не используйте методы минимизации налогов».
Управляющий партнер Группы «Финансы», налоговый юрист, аттестованный аудитор с 25-летней практикой Виталий Сапелкин
— Выездной налоговой проверкой (ВНП) российских предпринимателей пугают примерно так же, как непослушных детей — серым волком, который придет и укусит за бочок. Пугают все, кому не лень, и прежде всего — сами налоговые органы, которые стараются «побудить» налогоплательщика к доплате налога при любом удобном случае. Угроза выездной становится очень удобным инструментом психологической манипуляции в руках проверяющих, а заодно и легким способом пополнения бюджета.
Эта статья посвящена тому, как определить, в каких случаях риск проверки действительно высок, а в каких можно спать спокойно.
Особый порядок назначения ВНП
Начнем с того, почему вопрос о ВНП окутан тайной. Правила осуществления государственного и муниципального контроля регулируют Федеральные законы № 294-ФЗ, № 248-ФЗ. Они предусматривают, что информация обо всех плановых проверках в отношении бизнеса должна быть аккумулирована и заблаговременно опубликована. Единый реестр контрольных мероприятий ежегодно публикует Генеральная Прокуратура. Вот только сведений о налоговых проверках в этом реестре вы не найдете. Требования вышеназванных законов не распространяются на налоговый контроль. Поэтому, будет ли назначена ВНП — известно только ФНС.
Концепция проведения ВНП
Вместе с тем спрогнозировать проведение проверки в отношении организации все-таки возможно. Еще в 2007 г. ФНС была утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок. Она включает в себя в том числе критерии, которые использует налоговый орган для оценки рисков, и предлагает их для использования организациям в целях самоконтроля.
Основные критерии, которые привлекают внимание налоговой
В Концепции закреплены 12 критериев оценки. Для самостоятельного использования рекомендуем заострить внимание на 5 основных.
1. Налоговая нагрузка ниже среднеотраслевых значений.
Может свидетельствовать о том, что на каком-то из налогов вы сильно экономите. Проверить себя можно с помощью сервиса «Налоговый калькулятор» на сайте pb.nalog.ru.
2. Значительные суммы налоговых вычетов, а также опережающий рост расходов над доходами.
Вычеты по НДС и расходы по налогу на прибыль позволяют уменьшать налогооблагаемую базу и, соответственно, налог к уплате. Если эти показатели (вычеты и расходы) очень высоки, налоговая проверит, не завышены ли они искусственно.
3. Среднемесячная зарплата в вашей организации — ниже среднеотраслевой.
Это критерий, по которому налоговая смотрит, не платите ли вы зарплату «в серую»/«в черную», тем самым экономя на НДФЛ и страховых взносах.
4. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов»)
Большинство ВНП посвящены именно проверке реальности отношений налогоплательщика с предполагаемыми фирмами-однодневками, т.е. компаниями, не ведущими реальную деятельность. Включение таких компаний в «цепочку» позволяет увеличивать долю вычетов и расходов по НДС и налогу на прибыль, и незаконным способом экономить на этих налогах.
5. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).
Иногда налогоплательщики используют «переезды» из расчета на то, что пока новая инспекция будет вникать в особенности деятельности и распознает проблему, к тому времени можно будет вновь сменить инспекцию и вновь остаться вне поля зрения. Также нередко компании мигрируют из региона в регион в целях использования более низкой налоговой ставки. Если организация становится больше похожа на беглянку или кочевника — внимание налоговой неизбежно.
Если какой-то из этих критериев актуален для вашей организации, а объяснить перед налоговой службой, почему сложилось именно так, — затруднительно, то риск налоговой проверки многократно возрастает.
Налоговый чекап можно делегировать
Проблему прогнозирования рисков проведения контрольных мероприятий сделать менее острой призван сервис «Как меня видит налоговая». В нем содержатся специально рассчитанные показатели ведения финансово-хозяйственной деятельности, которыми, согласно внутренним инструкциям, обязаны пользоваться инспекторы (отделы предпроверочного анализа и, в ряде случаев, — камеральные отделы) при выборе объектов контроля. Так что теперь налогоплательщику не нужно «вручную» оценивать риски по установленным ФНС критериям.
Как понять, что проверка близко?
Помимо официальных критериев, есть и менее официальные. Приближение ВНП вы не сможете не ощутить, и внезапной она для вас в любом случае не станет. Организация обязательно пройдет этап предпроверочного анализа. В этот период:
— увеличивается количество поступающих к вам требований;
— требования о предоставлении документов начинают поступать не только к вам, но и к контрагентам;
— сотрудников могут вызывать на допросы;
— организацию все чаще вызывают на налоговые комиссии.
Оценка налоговых рисков должна стать обязательной частью вашего бизнеса. Не забывайте сверять часы. Отслеживайте уровень налоговой нагрузки и проводите сверку по иным критериям для «самоконтроля». Не бегите от проблемы, не игнорируйте запросы, поступающие от налогового органа. В ответ на них предоставляйте простые и понятные объяснения о совершенных операциях. Обращайтесь за помощью к аудиторам, налоговым консультантам. И главное — не используйте методы минимизации налогов, единственная цель которых — налоговая экономия. Тогда серый волк в виде выездной налоговой проверки будет вам не страшен.