Меню

203 млрд руб. потратили в мае россияне на покупку новых авто

Иллюстрация: https://unsplash.com/

Половина этих денег ушла на «китайцев», отметили аналитики «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие») и агентства «АВТОСТАТ».

Согласно их совместному исследованию рынка новых легковых автомобилей в России, жители РФ в мае потратили на покупку новых машин 202,8 млрд руб., что на +0,3% больше, чем в апреле и в 2,9 раза выше результата мая 2022 г. (69,3 млрд руб.). Всего за май-2023 реализовано 72,2 тыс. новых легковых авто — на 4,6% меньше, чем в апреле (75,6 тыс. шт.), но в 2,6 раза больше, чем в мае-2022 (27,5 тыс. шт.).

В мае было реализовано новых автомобилей немного меньше, чем в апреле, но несмотря на это, в годовом сравнении рынок вырос в 2,6 раза. Дело в том, что в мае 2022 года российский авторынок оказался на «дне», показав рекордно низкий результат за последние 16 лет. Поэтому сейчас отчетливо проявился эффект низкой базы. То же самое происходит и с финансовой емкостью рынка: больше машин продано — больше денег на них потрачено. А с учетом роста цен динамика затрат выглядит еще более впечатляющей — почти в три раза, — рассказал исполнительный директор агентства «АВТОСТАТ» Сергей Удалов.

По данным аналитиков, в мае продано 2,9 тыс. новых автомобилей премиум-сегмента (включая люксовые бренды) на сумму 33,9 млрд руб., что составляет 16,7% от всей суммы, причем показатель оказывается чуть больше, чем в мае-2022 (16,4%).

Доля машин массового сегмента снизилась с 83,6% до 83,3%, объем их реализации в мае составил 69,2 тыс. единиц, а потраченные средства — 168,9 млрд руб.

Больше всего денег от продаж новых автомобилей собирают китайские производители, отметили эксперты. За май продано 33,1 тыс. новых автомобилей из КНР на сумму 101,1 млрд руб. Таким образом, на долю «китайцев» пришлось 49,9% от общей суммы, тогда как год назад они занимали лишь пятую часть в структуре финансовой емкости рынка (13,8 млрд руб., или 19,9%).

По объему потраченных денег другие участники рынка уступают китайским брендам как минимум втрое. К примеру, европейских машин в мае было продано на 31,6 млрд руб., российских — на 23,7 млрд руб., корейских — на 20,5 млрд руб., японских — на 20,1 млрд руб., американских — на 5,7 млрд руб.

По объемам реализации тоже лидируют «китайцы», за которыми следуют отечественные марки (24,1 тыс. шт.). У остальных участников рынка — существенно меньшие продажи: «корейцы» — 5,9 тыс. шт.; «японцы» — 4,4 тыс. шт.; «европейцы» — 3,8 тыс. шт.; «американцы» —0,9 тыс. шт.

На кроссоверы и внедорожники пришлось почти 80% финансовой емкости. В мае продано 48,2 тыс. новых автомобилей сегмента SUV, а потрачено на них  160,4 млрд руб. В результате доля кроссоверов и внедорожников составила 66,8% в объеме реализации и 79,1% — в финансовой емкости. При этом в мае прошлого года эти показатели составляли 52,9% и 65,6% соответственно.

Практически половина российского авторынка принадлежит китайским компаниям. По крайней мере, итоги мая в денежном выражении это наглядно подтверждают. Помимо того, что этому способствовал фактический уход ведущих мировых автопроизводителей из России, нельзя не отметить и ярко выраженную ставку «китайцев» на сегмент SUV, который является крупнейшим на рынке. А учитывая высокую средневзвешенную цену кроссоверов и внедорожников, сегодня они занимают около 80% всей финансовой емкости рынка, — отметила руководитель «Открытие Авто» Марина Дембицкая.

Остальные сегменты суммарно занимают пятую часть (20,9%) в структуре финансовой емкости рынка. Автомобилям В-класса принадлежит 7,9% (15,9 млрд руб.), а доля каждого из оставшихся сегментов не дотягивает до 3%.

Аналитики также особо отметили, что в мае затраты на покупку новых машин выросли практически по всем сегментам. Сильнее других прибавили пикапы (в 5,7 раза к маю-2022), а падение затрат было только по сегменту LAV (-84%).

Также важную статистику привели аналитики ВТБ: по их оценкам, за первое полугодие выдачи автокредитов в России достигли 600 млрд руб, на 13% превысив результат половины рекордного 2021 г. Июнь также отмечен историческим показателем: на покупку транспортных средств россияне получили около 125 млрд руб. Предыдущий пик продаж за отдельный месяц пришелся на май — порядка 118 млрд руб.