Каждому предпринимателю, особенно тем, кто активно вовлечен в операционные процессы, нужно ответить себе на вопрос: «А что будет с бизнесом в случае, если завтра меня не станет?»
И если ваш ответ: «Бизнес должен работать без меня и приносить доход моей семье» или «Моя семья должна получить максимальную прибыль от продажи бизнеса в короткие сроки и безопасным способом», — значит, пришло время наследственного планирования.
Что такое наследственное планирование?
На основании анализа бизнеса и пожеланий его владельца формируется персональная наследственная стратегия, которая включает пошаговый план действий для подготовки наследников и партнеров к передаче бизнеса.
Помните, что наследование бизнес-активов (долей, вкладов, объектов) невозможно без наследования долгов и обременений, а также сопряжено с рядом трудностей, которые не могут не повлиять на бизнес.
Риски отсутствия планирования:
1. Безвластие. В период принятия наследства бизнес может попасть под контроль случайному человеку, а активы могут быть «заморожены».
2. Отсутствие опыта управления бизнесом. На наследство могут претендовать дети, пожилые родители, вдова, которые не понимают, как управлять компанией, и неминуемо допустят ошибки.
3. Семейный конфликт. Спор между наследниками влечет раздел бизнеса и продажу активов по наименее привлекательной цене.
4. Корпоративный конфликт. Непринятие наследников партнерами приводит к клонированию бизнеса и убыткам для всех его участников.
Договорившись еще при жизни с наследниками и партнерами о том, какое имущество и кому переходит, кто встанет на место владельца, можно избежать указанных проблем.
Популярные инструменты планирования
Нулевая стадия любого наследственного планирования: сбор и анализ данных о бизнесе. Зафиксируйте структуру активов и пассивов бизнеса, бизнес-процессы, и какой результат вы хотите достигнуть. Только после этого переходите к использованию корпоративных и наследственных инструментов. Например:
Требуемый результат: отстранить от управления наследников, не способных к управлению, но не лишить их получения дохода.
Подходящие инструменты:
- Завещание и завещательный отказ. Для чего: назначить доверительного управляющего, передать бизнес выбранному наследнику и обязать его часть доходов перечислять другим наследникам.
- Наследственный договор. Для чего: заключить договор с несколькими наследниками; назначить душеприказчика и определить обязанности наследников в отношении иных наследников или третьих лиц.
Требуемый результат: обязать наследников продать бизнес-партнерам, а партнеров — заплатить согласованную цену или обеспечить контроль на случай смерти номинального владельца.
Подходящие инструменты:
- Опционы и корпоративный договор. Для чего: обеспечить не только передачу управления компанией конкретному лицу (наследнику, партнеру), но и заранее договориться о том, как определяется цена (например, выше действительной стоимости бизнеса или номинальной стоимости и т.п.); зафиксировать порядок действий партнеров в случае смерти одного из них.
Если же владелец бизнеса понимает, что бизнес не будет без него работать и быстро придет в упадок, то наследственной стратегией может являться капитализация части активов, приносящих пассивный доход, и передача их наследникам, «упаковка» бизнеса под продажу конкурентам и т.п.
Помните, что лучше вас никто не определит судьбу вашего бизнеса, поэтому принимайте решение сегодня, чтобы не проиграть.
Хотите провести диагностику бизнеса и подготовиться к наследственному планированию? Скачайте нашу анкету по QR-коду.
реклама