Игроки рынка связи собрались подискутировать в рамках форума «Технопром» о сложном взаимодействии бизнеса и власти в отрасли. Как обычно, участники были полярно разделены. Что из этого вышло?
Участников поприветствовал известный сибирский политик, ныне председатель совета директоров «Новосибирск Экспоцентра» Виктор Толоконский, который дал напутствие бизнесу, предостерегая от «нападений» на власть и призывая двигать отрасль к изменениям самостоятельно:
Для меня очевидно, что представление новых проектов и новых идей развития сотовой связи должно опираться на основополагающий принцип: что сегодня сотовая связь — это необходимое условие для достижения нормального качества жизни. Это уже стандарт, который должен соблюдаться не только в городах-миллионниках, а повсеместно. Также беспроводная связь, на мой взгляд, должна рассматриваться как инструмент для будущего формирования нового способа производства и обновленного образа жизни. Новый способ производства — это объединение интеллектов, которое может проходить только на основе новых информационных, коммуникационных систем. Это и полноценное настоящее, и это огромный простор для будущей стратегии развития науки, технологий, социальных процессов и так далее. Поэтому все проекты должны быть содержательными, интересными и пользоваться поддержкой со стороны общества и власти. Конечно, часто участники отрасли недовольны тем, что какие-то очевидные, на ваш взгляд, идеи и проекты не находят сегодня полноценной поддержки власти, поскольку такие сферы экономики как сотовая связь — это не совсем бизнес, это всегда сочетание целого ряда государственных правил, условий и бизнес-интересов. Но в то же время, когда ко мне приходят за поддержкой, я всегда говорю: не ждите от власти новых движений — предлагайте их сами. Главный субъект развития — это гражданин. И надо из этого исходить. Формируйте сами проекты, формируйте общественное мнение, ищите новые способы аккумуляции инвестиций, предлагайте новые модели государственно-частного партнерства, потому что без этого будет очень сложно. И не обижайтесь на власть — это непродуктивно, а сами идите вперед. Нерешаемых задач нет. И кто, если не мы.
Однако участники отрасли все равно честно поделились досадой относительно административных препятствий, встающих на пути развития отрасли.
Как рассказал организатор дискуссии, основатель компании «Интекко» Иван Крючков, движению отрасли вперед сегодня мешают:
— Административные барьеры;
— Технологическая зависимость и санкции;
— Общественное противодействие (радиофобия);
— Неспособность договариваться на основе общих ценностей;
— Отсутствие стратегического планирования;
— Конфликт власти.
Он отметил также, что развитие мирового рынка связи стоит на четырех опорах:
— Цифровая трансформация;
— Внедрение цифровых двойников в башенные сооружения;
— Внедрение искусственного интеллекта и машинного обучения;
— Вовлечение общественности и просветительская деятельность.
В мире есть компании, которые развивают инфраструктуру от самых простых решений, классики инфраструктуры — башен, мачт, ОДН — до уникальных решений: DAS-систем, умных столбов, городской мебели, предметной среды, инженерной инфраструктуры. В России с этим проблемы: у нас есть определенная технологическая отсталость в виде электронной компонентной базы, а без этой части невозможно представить никакие высокотехнологичные бизнесы. Как бы мы ни старались, мы всегда будем зависеть от стран, которые более развиты в этом плане. Я надеюсь, что сегодня у нас предпринимаются шаги для преодоления этой отсталости, — отметил Иван Крючков.
Эксперт обратил внимание на то, что в мире сегодня практически вся инфраструктура связи находится в частных руках. По мнению Крючкова, России необходимо сегодня давать купным и малым компаниям повсеместно строить объекты связи, особенно в Новосибирске:
Когда участники рынка приходят общаться с органами власти, в частности муниципальными, у нас нет выработанного стандарта отношений. Приходя к властям, мы всегда ощущаем, будто что-то должны, мы все время оправдываемся, все время просим, можно ли нам построить объект связи. И нам приходит отказ. И эти «тяжбы» происходят годами, а операторы связи ждать не могут, пока что-то построится, и ставят свои базы на крышах домов, чем недовольны жители. Я хочу подчеркнуть, что в Новосибирске есть такие компании, которые могли бы развивать такую инфраструктуру, например, у нас много жизнеспособных идей, которые мы можем внедрять без участия городского бюджета и необходимости обслуживания (мы это делаем сами), нам нужно только разрешение.
Модератор дискуссии, основатель Клуба венчурных инвестиций Андрей Заворин отметил, что инертность власти — явление, характерное не только для России. Он объехал 12 стран, в которых анализировал развитие инфраструктуры, изучал технологические и инновационные решения, и смотрел, куда можно встраиваться инвесторам. Он рассказал, как устроен рынок в мире, и какие проблемы нас объединяют.
К сожалению, мы увидели в каждой стране свой «зоопарк» технологических и инфраструктурных решений, и это было странно. Мне казалось, унификация связи — явление повсеместное. На самом деле мы увидели три источника финансирования, которые могут использоваться и успешно работают. Первый — это средства телекоммуникационных компаний. В основном они используются в Европе, в России, но их нет в арабском мире. Второй — это деньги частных инвесторов, и они привлекаются наиболее успешно в трех сервисных моделях, когда инфраструктура совмещается с какими-то объектами: павильонного типа устройства, опоры двойного назначения, реклама. Это важная статья для развития поддержки инфраструктуры. Третий тип финансирования — долговое. В итоге мы поняли, что инфраструктура не может быть объектом инвестиций, она должна быть уделом стратегов — только они могут здесь достичь успеха. Но мы обнаружили возможности инвестирования в сервисы, это становится мощный драйвером для развития инфраструктуры связи. Тогда мы стали смотреть, где и как это можно сделать, и обнаружили, что модель интеграции инфраструктуры связи во всех регионах — разная, сложившаяся, и поменять ее почти невозможно. Везде сложились свои административные барьеры, и инертность модели взаимодействия с властями мы обнаружили абсолютно везде, поэтому можем сказать, что это не особенность России или Новосибирска, это системная проблема, — отметил Заворин.
Продолжая тему административных барьеров, технический директор компании «Вымпелком» Михаил Лифшиц добавил:
При взаимодействии с органами власти бывают такие ситуации, когда компания подает заявку, и на кажущуюся свободной площадь, где планировалось размещение инфраструктурного объекта, нанесена только часть коммуникаций, поэтому компания получает отказ по выделению этого места, так как оно запланировано под какое-то перспективное строительство, или у него есть собственник, который не отражен в публично доступных документах. Так мы теряем время, занимаем свой ресурс и административный. А это не совсем правильно.
Технический директор филиала ПАО «МТС» в Новосибирской области Андрей Арендаренко считает, что Новосибирску не хватает общих понятных правил, при которых оператор связи мог бы размещать свои объекты в городе. Важно понимать, какой облик нужен городу, какие приемлемы архитектурные формы, чтобы операторы не получали отказов, например, по этим признакам.
Пока нет таких правил, для нас это ощутимый барьер. На мой взгляд, сегодня в Новосибирске каждый оператор изобретает свой велосипед, каждый выплывает самостоятельно, нет общей координации между регулятором и органами власти на местах, а также операторами, которые готовы вкладывать инвестиции в нестандартные технические решения, — сказал Арендаренко.
Директор по взаимодействию с органами власти телеком-оператора «Новые башни» Анатолий Дюбанов поделился кейсом, когда подобные барьеры возникают при запросе на размещение опор двойного назначения. Он также отметил, что эта проблема актуальна не только для Новосибирска, но и для других российских муниципалитетов, включая Москву:
Например, у чиновника появляется заявка от оператора, которому нужно разместить опору двойного назначения — и начинается игра в долгий отказ. Через 30 дней только приходит отказ, оператору сообщают, что в том месте, которое ему нужно, проходят коммуникации. При этом муниципалитет не предлагает сместиться на два метра, а просто формулирует отказ. В то же время другая компания заходит на эту точку, оббегает операторов и говорит, что может решить этот вопрос быстро. Поскольку оператору ждать некогда, он включается в это, поддерживая, по сути, коррупционную, некрасивую, схему. Поэтому мы тоже — за прозрачность.
Иван Крючков, комментируя игру в долгий отказ, добавил, что развитие операторов как раз завязано на скорости:
Очень важный момент — скорость. Мы может строить одну опору раз в сто лет, и тогда через миллион лет мы придем к развитию сетей 5G. А можно построить тысячи опор, сразу сделать нормальное покрытие — и все участники рынка будут довольны, а люди будут с сервисом. А муниципалитет тормозит нам это развитие.
Заместитель начальника главного управления архитектуры и градостроительства мэрии Новосибирска Алексей Драбкин принял участие в дискуссии от лица чиновников и ответил:
Я тот самый чиновник, которых сегодня здесь ругают. Я хочу сказать, что есть постановление, по которому правила игры для всех инфраструктурных операторов — одинаковые. Мы общались со всеми крупными операторами связи и инфраструктурными операторами, поэтому говорить о том, что муниципалитет закрыт для размещения их объектов на муниципальных территориях — неправильно. Практика последних лет (с тех пор, как мы пришли к тому, что их стало можно размещать без разрешения на строительство) говорит о том, что мы выдали 225-230 разрешений на размещение подобного рода объектов. Может быть, для Новосибирска это небольшая цифра, но речь именно об использовании муниципальных земель. Они имеют назначение, и даже если земля свободна, это не значит, что на ней можно разместить именно такой объект.
Резюмировал дискуссию министр цифрового развития и связи Новосибирской области Сергей Цукарь, ответив, что участникам рынка необходимо снизить градус эмоций, чтобы выйти на конструктивный диалог:
Нам нужно поменять отношение друг к другу. Мы со своей стороны готовы садиться за стол переговоров, чтобы ситуация сдвинулась с места.