В то же время внедрение инициативы может простимулировать развитие электротранспорта в стране, считает основатель и генеральный директор Edison Technologies Михаил Крапивной.
Минэкономразвития готовит предложения по обязательной установке зарядных станций для электромобилей на АЗС на ключевых федеральных трассах. Однако точные критерии выбора мест пока не сформулированы. Сейчас лишь 10-15% АЗС в стране имеют свободные мощности, необходимые для установки быстрых ЭЗС, поэтому большинство владельцев АЗС рискуют столкнуться с многомиллионными расходами только на развитие инфраструктуры, считает Михаил Крапивной.
Но, по мнению эксперта, прорабатываемые меры могут стать стимулом к развитию инфраструктуры для электрокаров по всей стране и в целом популяризируют этот вид транспорта.
Но ключевая проблема кроется в деньгах. Сейчас государство предоставляет субсидии на техническое присоединение ЭЗС (30%, но не более 900 тыс. руб.) и на их покупку (до 60% от стоимости станции, но не более 1,86 млн руб.). Но размер субсидий несоизмерим с затратами на закупку и установку, — отметил Крапивной.
Средняя стоимость быстрой ЭЗС на рынке составляет 2-3 млн руб. На каждую АЗС нужно хотя бы 3-5 быстрых ЭЗС — это оптимальное количество, позволяющее избежать очередей, пояснил эксперт. Однако, как он говорит, дело не только в количестве: подключение станции потребует немалых дополнительных затрат.
При имеющейся технической возможности подключения стоимость техприсоединения на трассе составляет минимум 5 млн руб. за 150 кВт, тогда как коммерчески приемлемая цена — меньше 2 млн руб. Но если возможности технического присоединения ограничены, то стоимость превысит 30 млн руб.
При расчете первоначальных затрат по размещению и установке ЭЗС следует учитывать множество факторов:
— стоимость приобретения прав на место установки ЭЗС (земельный участок, часть объекта недвижимости при размещении ЭЗС на стене или конструкции);
— стоимость подключения к инженерным сетям (технологическое присоединения электрической мощности);
— стоимость проектно-изыскательских работ;
— стоимость строительно-монтажных работ;
— стоимость ЭЗС, материалов, дополнительного оборудования, включая транспортно-заготовительные расходы;
— стоимость пусконаладочных работ.
Сейчас лишь 10-15% АЗС в стране имеют свободные мощности, необходимые для установки быстрых ЭЗС, поэтому большинство владельцев АЗС рискуют столкнуться с многомиллионными расходами только на развитие инфраструктуры, — заключил Михаил Крапивной.