Инфляция в Новосибирской области с начала лета продолжает ускоряться. В Банке России отмечают — на годовой рост цен как в регионе, так и в целом по стране влияет растущий потребительский спрос.
При этом регулятор не отрицает и влияния ослабления рубля на экономику. Почему курс национальной валюты — лишь звено в длинной цепочке роста спроса, и какой уровень инфляции ждать в следующем году? Об этом рассказала первый заместитель начальника Сибирского ГУ Банка России Марина Асаралиева.
Инфляция в Новосибирской области ускорилась в июле до 3%. Что конкретно повлияло на годовой рост цен в регионе?
— Годовой рост цен на продукты и непродовольственные товары в июле в Новосибирской области ускорился, при этом на услуги замедлился. Замедление роста цен в услугах объясняется тем, что в этом июле не было ежегодной индексации коммунальных тарифов. Как мы помним, индексация этого года прошла в декабре 2022 года. Поэтому сейчас мы видим такую ценовую картину по услугам. В целом на инфляцию в регионе влияет рост потребительского спроса на отдельные непродовольственные товары. Особенно на автомобили. Сказались не только новости о повышении утилизационного сбора, но и запрет поставок некоторых типов автомобилей из Японии.
При этом в последние месяцы произошло серьезное ослабление рубля. Можно встретить комментарии, что регулятор выдает желаемое за действительное.
— Давайте более конкретно: спрос в целом по стране не просто растет, а превышает предложение. Тут [влияет] несколько факторов, в том числе недостаток рабочей силы. Кроме того, с начала 2023 года спрос, который до этого был сдержанным, усилился за счет роста зарплат и потребительской уверенности. Дополнительно повлияло кредитование, объемы которого растут. Как это выглядит на практике? Потребительские настроения людей, согласно расчетам Банка России и опросам института Фонда «Общественное мнение», находятся на максимальном за пять лет значении. Респонденты говорят о фактическом изменении личного материального положения за последний год и благоприятном моменте для совершения крупных покупок. Например, больше трети опрошенных предпочитают не откладывать свободные деньги, а тратить их на дорогие покупки.
Нельзя отрицать и влияние государственного спроса. В прошлом году, из-за падения частного спроса, его фактически заместил государственный. Сейчас мы видим, что этот спрос остается на повышенном уровне, а частный спрос растет. Он уже находится на уровне конца 2021 года и продолжает расти.
Когда спрос начинает устойчиво превышать возможности со стороны предложения, это неизбежно приводит к росту цен, ведь компании не могут мгновенно запускать новые производства и находить новых работников.
В такой ситуации Банк России ужесточает денежно-кредитную политику. Да, это сказывается на частном кредите и спросе, но решения регулятора направлены на то, чтобы повышенный спрос выливался не просто в рост цен, а отражался в увеличении физических объемов производства и потребления.
Но это ведь не отменяет влияния ослабления рубля на экономику?
— Это значимый фактор, но не ключевой. На наш взгляд, сейчас ключевой — превышение спроса, о котором я уже говорила, над возможностями предложения. В итоге оно усиливает инфляционное давление и влияет на динамику курса рубля через повышенный спрос на импорт. В результате усиливается эффект переноса ослабления рубля в цены, а у людей и бизнеса растут инфляционные ожидания.
На саму скорость этого переноса еще влияют запасы импорта. В прошлом году они были более существенными и созданы по достаточно крепкому курсу второго полугодия. Кроме того, сама по себе динамика курса, особенно сейчас, сильно связана с динамикой внутреннего спроса, который влияет на импорт.
Например, в Новосибирской области ослабление рубля сказалось на стоимости импортных фруктов. Кроме того, выросли издержки у участников мясного рынка. У животноводов — на кормовые добавки, а у переработчиков — на обслуживание техники. В итоге ускорился рост цен на мясо птицы, свинину и говядину, а также продукты их переработки.
Экономические цепочки не всегда очевидны с первого взгляда, но наши аналитики их изучают, и выводы мы ежемесячно публикуем на сайте Банка России в региональном разделе.
Банк России 15 августа повысил ключевую ставку сразу до 12% годовых. Заседание, на котором было принято такое решение, стало внеочередным. Какие риски регулятор увидел?
— Такое решение принято для того, чтобы ограничить риски для ценовой стабильности. Опять же, Банк России видит, что внутренний спрос увеличивается, а предложение товаров за ним не поспевает.
То есть притормозить одних, чтобы подстроились другие?
— Денежно-кредитная политика Банка России направлена на то, чтобы дальнейший рост спроса был соразмерен производственным возможностям экономики, которые позволят обеспечить рост реального потребления. Рост спроса сверх этих возможностей будет приводить лишь к раскручиванию инфляции, ведь он не будет удовлетворен за счет увеличения выпуска товаров и услуг.
Какие прогнозы у Банка России по инфляции в следующем году? Цель в 4% остается?
— Прогноз неизменен. Да, в ближайшие месяцы годовая инфляция продолжит увеличиваться по мере нарастания ценового давления и выхода из расчета низких значений месячных приростов цен лета-осени прошлого года. Однако с учетом проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция в целом по стране стабилизируется вблизи 4% в 2024 году и будет сохраняться на этом целевом уровне в дальнейшем.