Во многих развитых странах переработка вторсырья — это успешный бизнес, а мусор — неисчерпаемый ресурс. О том, как новосибирские отходы перевели в рубли, рассказала компания «Тайгер-Сибирь».
Утилизацией отходов уже никого не удивить. Экология все активнее перетягивает одеяло на себя, привлекая внимание акул современного бизнеса. Россия тоже решила шагать в ногу со временем и обратила взор в сторону переработки вторичного сырья. Руководитель проектов группы компаний «Тайгер-Сибирь» Павел Арбатский рассказал «Деловому кварталу», можно ли построить бизнес на мусоре, и есть ли от этого польза.
Как в Новосибирске обстоит ситуация с переработкой вторсырья? Согласны ли вы с выражением «Деньги не пахнут»?
— За любым успешным бизнесом стоит каждодневный человеческий труд, особенно если дело касается переработки сырья. Это направление требует как временных, так и физических усилий. К тому же, не всегда получается добиться высокой маржинальности. Поэтому бывают времена, когда мы боремся за каждую копейку. «Тайгер-Сибирь» — компания полного цикла: самостоятельный сбор, вывоз и утилизация дают преимущества перед другими компаниями. Благодаря разработкам мы можем держаться на плаву.
В чем заключалась главная мотивация открытия компании? Это неравнодушие к экологии, большая востребованность на рынке или же просто желание зарабатывать?
— Наш путь начинался с приема одной фракции стеклобутылки. Мы активно работали со стекольными заводами, а также потребителями этой упаковки в период активного использования оборотной тары. В 2010 г., при поддержке Министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области, установили по городу 120 баков для сбора сырья. Это был первый шаг в становлении нашего бизнеса. Компания постепенно росла, переживая кризисы и пандемию. Трудности наталкивали на мысль о том, чтобы уйти с рынка. Однако ощущение социальной и экологической ответственности перед жителями города заставляло взять себя в руки и работать усерднее. Для нас непременно важна поддержка местной власти, чтобы до конца осуществлять раздельный сбор отходов. Сейчас мы имеем около 1800 баков по всему городу. Помимо этого, мы закупаем сырье по регионам.
«Тайгер Сибирь» — единственная компания полного цикла в Новосибирске, которая занимается переборкой вторсырья. Расскажите о преимуществах бизнеса на мусоре?
— Нужно учесть все риски перед тем, как заняться таким бизнесом. Больших денег здесь нет. Постоянное увеличение объемов производства сырья и само выражение «мусор — это неисчерпаемый ресурс», несомненно, имеет смысл. Однако нужно понимать, что переработка не всегда легкий процесс. Одна грязная бутылка может испортить качество всей партии. Отсутствие культуры сортировки мусора — серьезная проблема, с которой сталкивается наша компания. В 2019 г. мы испытывали робота-сортировщика от СО РАН. На этапе проверки выявили ряд погрешностей. На данный момент лучше человека никто не справится. Запуск технологий пришлось отложить на некоторое время.
«Тайгер-Сибирь» работает в сфере твердых коммунальных отходов уже более 25 лет. С какими трудностями вы сталкивались? Поддерживает ли правительство ваш бизнес?
— Новосибирск может похвастаться отлаженной работой предприятий. Мы всегда находимся в диалоге с органами государственной власти. Бывали случаи, когда принятые подзаконные акты тормозили работу всего предприятия., Мы производим сортировку, обработку, мойку, дробление, а на выходе мы получаем готовый продукт — кто-то не считает нужным признавать нашу деятельность утилизаторской даже после такого внушительного перечня действий. За бортом могут оказаться многие компании, включая нашу. Высока вероятность спада рентабельности. И тогда мы будем вынуждены закрыть одно из направлений. Десятки тонн упаковки могут оказаться на свалке из-за одной неправильной подписи. Это критично.
Ваша компания оказывает услуги сразу по всем видам отходов упаковки (стекло, ПЭТ, картон, поддоны, ПВД, ПНД, алюминиевая упаковка), — и на все это нужны деньги. Какие инвестиции вложили в запуск компании? Это были свои или заемные средства?
— Компания развивалась на собственные средства. Первые вложения уходили на приемный пункт, а именно — автомобили ЗИЛ. Мы постепенно росли. Сейчас в собственности компании — несколько площадок. С ростом доходности мы приобретали новые единицы транспорта. Все машины находятся в собственности группы компаний «Тайгер-Сибирь». Постоянно происходит обновление автопарка, например, появление новых дробильных машин для стекла. У нас есть своя группа инженеров и механиков, которая также предлагает производителям решения по усовершенствованию техники. Мы стараемся утилизировать все отходы. Из последнего дорогостоящего инвестиционного приобретения — утилизация многослойной картонной упаковки и ее аналогов. Сейчас мы активно внедряем и развиваем производство. Это первая линия за Уралом, а также в Сибири, которая занимается этим направлением. Мы и дальше планируем наращивать объемы утилизации и производства.
Начать бизнес в регионах, где уже есть монополисты, практически невозможно. Когда вы только начинали, какой была конкуренция на вашем поле? Как вы думаете, почему закрылась компания «Артика Сити»?
— Когда мы только делали первые шаги в становлении компании, множество предприятий уже занималось приемом сткелобутылки. Мы пережили несколько кризисов: 1998, 2008 и 2010 г., когда произошел запрет оборотной тары. После этого на рынке осталось несколько компаний, включая нашу. Мы не гонимся за первенством и с лояльностью относимся к нашим коллегам. Мусора хватит на всех. Всегда находимся в тесном диалоге со многими компаниями. В свое время «Артика Сити» продавала нам часть отходов — стекло и ПЭТ. Мы делаем одно большое дело. Надеемся, что и наши коллеги скоро вернутся на рынок.
Как вы находили себе партнеров и клиентов?
— Наш пусть выстроен годами. Недавно в «Тайгер-Сибирь» обратилась «Восточная техника» для комплексного взаимодействия с предприятием. В лице оператора по вывозу полезных фракций удалось сократить максимальное количество отходов. Сейчас мы решаем подобные вопросы с заводом «Марс». Также подписали контракт с компанией «Сибирское молоко». Благодаря этому 60-70 тонн многослойной картонной упаковки не будут поступать на полигоны. Мы этому очень рады. Параллельно проводим испытания упаковок от предприятий, изучаем сложные материалы, которые можно добавить в полимер-песчаные изделия. В 2022 г. открыли пункт раздельного сбора отходов на территории магазина «Магнит-Опт» при поддержке федерального проекта «ЭкоОтвет». Также наша компания продолжает взаимодействовать с заводом «Балтика», «Бочкари» и компанией «Леруа Мерлен».
Кризисы, пандемия, а теперь и санкции. Как на вас отражаются валютные колебания на рынке и отражаются ли вообще?
— Сейчас мы зависим от цен на материалы. Если два года назад картон стоил 10-12 руб., то сейчас — 3-4 руб. Соответственно мы не можем платить нашим сотрудникам больше. Часть штаба нас покинула. Сейчас общий штат компании насчитывает 200 человек. Работают мужчины и женщины, студенты и пенсионеры. В пандемию у нас был кадровый дефицит, который продолжается до сих пор. Нужда заставляет обращаться к близким России странам. Предприятию не хватает трудовых ресурсов, поэтому возникает потребность в найме за пределами российского рынка.
Что именно вы создаете из вторсырья? Какими разработками может похвастаться ваша компания?
— Перечень продукции из вторичного сырья — большой. Основное и то, что пока не признали утилизацией — флексы. Эти кусочки пластмассы мелкой фракции служат сырьем для производства геотекстиля. Мы также производим полимер-песчаные изделия высшего класса, материал для стекольной промышленности и картонно-бумажных комбинатов в виде макулатуры. Из тетрапака получаем полиалюминиевое сырье — «эковату», которую применяют в строительстве домов. Это направление мы активно развиваем. В планах — улучшение качества полимер-песчаных изделий. Для понимания: одна пресс-форма стоит несколько миллионов рублей. Для того, чтобы добиться ее окупаемости, потребуется несколько сезонов при плановых показателях и хорошем качестве.
Какие задачи ставит ваша компания на будущее?
— Мы смотрим на все отходы с точки зрения их дальнейшей переработки. Задача предприятия заключается в том, чтобы с наших объектов по утилизации увозили как можно меньше мусора на полигоны. То есть максимальное количество отходов уходило во вторичный оборот. Переработка тетрапака — это долгий и трудоемкий проект, на реализацию которого ушло три года. Старт осуществился благодаря поддержке производителей многослойной упаковки. Однако для достижения планового показателя потребуется больше времени, чем полгода. Сейчас мы дорабатываем оборудование, стараемся сократить отрыв инженерными силами. Но я думаю, что в этом году мы сможем выйти на хорошие показатели, а в следующем — нарастить объемы переработки многослойной упаковки.
Текст и фото: Елизавета Михайлова