Спрос на специалистов автомобильной сферы за год увеличился на 72% по стране, отметили рекрутеры. Специалисты FIT SERVICE подтвердили: срок закрытия вакансии заметно вырос.
По данным hh.ru, профессиональная сфера «Автомобильный бизнес» по итогам августа 2023 г. оказалась самой дефицитной в России: на одну вакансию претендует в среднем 1,5 кандидата, что значительно ниже показателей рынка в целом. Всего эксперты hh.ru анализируют 27 профессиональных сфер. Спрос на специалистов автомобильной сферы вырос за год на 72% по стране.
Подтверждают тенденции рынка и эксперты Авито Работы. Уровень конкуренции в отрасли автомобильного бизнеса на платформе вырос на 66% за последние два года. В 2023 г. возник максимальный всплеск спроса — количество вакансий выросло в разы с марта по июнь. При этом соискателей и откликов больше не стало, таким образом спрос на сотрудников даже превышал количество кандидатов в течение нескольких месяцев.
Данные международной сети автосервисов FIT SERVICE сопоставимы с аналитикой крупнейших job-платформ.
Ситуация с дефицитом кадров в автосервисном бизнесе в 2023 году особенно острая. Соискателей в нашей сфере не становится больше, а количество вакансий заметно увеличилось — конкуренция за специалистов растет. Если в прошлом году мы закрывали одну позицию за 18 дней, то в этом году сроки закрытия вакансии составляют уже 27 дней, — отметила HR-директор международной сети автосервисов FIT SERVICE Ирина Кулиева.
По ее данным, вместе с уровнем активности кандидатов изменились и рыночные условия труда — зарплаты специалистов автобизнеса поднимались и в прошлом году, и в текущем.
Эксперты Авито Работы проанализировали динамику прироста зарплат по разным специализациям. Самая большая динамика оказалась у автослесарей (+ 21%) и автомехаников (+ 21%). Самые высокие зарплаты на рынке предлагаются автоэлектрикам — 129 тыс. руб. (+8% за год). Также именно по этой специальности отмечается самая высокая конкуренция — на одну вакансию претендует 1-2 человека.
Автослесари, диагносты и автоэлектрики — действительно сейчас самые дефицитные позиции в отрасли. Если в среднем на любые другие вакансии претендуют 4-5 человек, то по этим специализациям мы имеем лишь 1-2 кандидатов, — подтвердила Ирина Кулиева.
Помимо повышения зарплат, меняются и другие условия работы в отрасли: графики, форматы занятости, частота выплаты зарплаты. Работодатели все чаще предлагают кандидатам вахтовый метод работы, рассматривают схемы релокаций сотрудников.
По мнению экспертов, ключевая причина дефицита кадров — демографическая яма, возникшая в начале 2000-х годов. Сейчас трудоспособного населения в возрасте 30-40 лет значительно больше, чем населения 15-25 лет. Поэтому, помимо дефицита кадров, в стране существует перспектива дефицита человеческих ресурсов.
Кроме того, в сфере образования сказывается многолетняя переориентация с «синеворотничковых» специальностей на «беловоротничковые». Десятилетиями офисная работа считалась престижной и, как правило, оплачивалась выше. Третья причина, по мнению экспертов, — отток населения.