Меню

Инна Соснина, сеть «Казанова секс-шоп»: «В СССР секса не было, сегодня тоже»

Иллюстрация: Предоставлено спикером

Рэкет, поджоги магазина, валютный кредит, 30 лет деятельности на рынке — все это путь собственников «Казанова секс-шоп». Инна Соснина рассказала «ДК», как строила бизнес 18+.

«Казанова» вышел на новосибирский рынок в 2002 г. и стал вторым секс-шоп брендом. Директор Инна Соснина признается, что и в студенчестве увлекалась чтением доступной литературы по сексологии. Поэтому и направление деятельности выбрала по интересам и прошла огромный путь от томского продавца секс-игрушек до владелицы магазинов для взрослых в Новокузнецке и Новосибирске.

«Секс-шопы 90-х можно смело назвать музеями», — рассказала Инна. На входе стоял продавец-«контролер» и по «билетам» за 100 руб. впускал любопытных клиентов. Таким образом, владельцам удавалось увеличивать доход: ведь люди платили не только за товар, но и за просмотр «диковинок». Однако Инна Соснина нарушила традиции и сделала «интим» еще более доступным. 

Инна, почему из множества вариантов бизнеса вы выбрали магазин для взрослых?

— Я окончила томский медицинский университет по специальности «врач-биохимик». Наш факультет выпускал специалистов для научно-исследовательских институтов. По меркам советского времени быть ученым, значит, быть успешным — после окончания университета за тобой закреплялось хорошее рабочее место и выплачивалась достойная заработная плата.

Однако я выпустилась в 1991 г., когда младшие сотрудники получали, можно сказать, копейки. Перспективы не радовали, поэтому отказалась от работы по специальности и какое-то время искала себя. В студенчестве увлекалась научной литературой по сексологии. И, хотя в тот момент работало много серьезных отечественных сексологов, все же популярной литературы на эту тему практически не было, так как времена не позволяли открыто говорить о сексе.

В один из дней, уже не помню, где именно, увидела объявление, в котором говорилось: «В секс-шоп требуется продавец». Конечно же, меня это заинтересовало, вскоре прошла собеседование и устроилась на работу. Параллельно ездила в Москву на коммерческие курсы по сексопатологии. Спустя время и сама начала вести консультативный прием.

Далее случился семейный переезд в Новокузнецк, где 1 апреля 1994 г. мы с мужем открыли собственный магазин для взрослых «Интим» (тогда так назывались все секс-шопы). Интересный момент: в то время во всех секс-шопах был платный вход — даже если покупатель не приобретал товар, то все равно платил за просмотр «диковинок». Однако мы принципиально не следовали традициям формирующегося рынка интимных товаров — не брали денег с людей, потому что хотели привлечь больше посетителей и обзавестись новыми клиентами в будущем. После открытия первого магазина решили покорять Новосибирск. В город зашли вторыми. В 2002 г. открывались в Новосибирске уже под брендом «Казанова». И в 2024 г. будем отмечать 30 лет нашей компании.  

Сложно было начинать бизнес в 90-е? Как сибиряки восприняли такое направление? У нас же суровый характер, можно сказать, консервативный… Были ли трудности?

— Я думаю, что 90-е — это время свободы. Не могу сказать, что мы испытывали негатив в свой адрес. Многие заходили в магазин с интересом, а кто-то, может быть, посмеяться. Если о трудностях, то времена открытия точки в Новокузнецке совпали с периодом рэкета. Долго искали место для осуществления продаж, в итоге, как все, арендовали помещение у бандита.

Потом купили собственное помещение под магазин и на ремонт взяли кредит в валюте. Но наш новый магазин нам сожгли за отказ платить «крыше». А через месяц случился дефолт 1998 г., и наш долг в один день вырос в четыре раза. Сожженный магазин, долларовый долг — жизнь казалась адом. Со временем смогли выкарабкаться, однако было очень тяжело.

Чего только стоят поездки на поезде за товаром в Москву. Помню, спускаюсь по переходу, в руках огромные неподъемные сумки, двигаюсь маленькими перебежками, сил едва хватает, чтобы добраться до вагона. Конечно, со временем логистика наладилась. Однако на тот момент в стране не существовало банковских переводов, поэтому деньги передавались через проводника поезда, а позже и через бортпроводников самолетов. Случались и кражи…

Секс-шопы в Новокузнецке и Новосибирске наверняка вы анализировали рынок интимных товаров в этих городах. Как его можно было охарактеризовать? Есть отличия?

— Я бы не сказала, что деятельность в Новосибирске отличается от новокузнецкой. Просто в Новосибирске емкость рынка больше. В городе быстрее начали появляться конкуренты. Сейчас же существуют две крупные сети и большое количество небольших сетей и единичных магазинов.

Конкуренция это двигатель отрасли. Как вы считаете, нужно ли нашему городу больше таких магазинов? Какой сейчас спрос на товары?

— Конечно, конкуренция компаний для потребителей хороша разнообразием товаров и возможностью покупать дешевле. Но конкуренция полезна и для производителей, и для продавцов товаров. Это стимулирует их не стоять на месте, а развиваться. Если существует монополия на рынке, смысла продавать дешево нет, поэтому цена на товары растет. Сейчас многие радуются, что с рынка ушли западные бренды, а значит, в стране для отечественных компаний появится больше возможностей. Однако это заблуждение, ведь в отсутствии конкуренции нет стимула снижать цены и улучшать качество товаров. Что касается самих магазинов, то я считаю, что нашему городу их достаточно, но хороших магазинов действительно нужно больше.

Вы закупали только иностранную продукцию? Как закрытие границ отразилось на бизнесе? Может быть, думали заняться производством собственной линейки?

— Мы закупали и закупаем продукцию импортного и отечественного производства. Сейчас малая часть европейских и американских брендов ушла, однако она незначительна. Поэтому, кроме цен у нас ничего не поменялось. Курс изменился, плечо логистики удлинилось, а это всегда ощутимо для бизнеса. Думаю, закрытие границ на нас не сильно отразилось. Продолжаем развиваться, в следующем месяце, например, открываем два новых магазина в Новосибирске.

Сейчас есть возможность заказывать производство товаров под собственным брендом, и мы начали работать в этом направлении. Так, один из самых популярных БДСМ-производителей выпускает линейку продуктов под брендом KAZANOVA Academy — интерес к просветительской работе подтолкнул нас к проведению ребрендинга, и в 2016 г. компания получила такое название. Нам очень близок «академический» подход к секс-бизнесу.

Как продвигаете свою деятельность в период запретов о рекламе? Какие средства продвижения товаров и магазинов используете?

— В СССР секса не было, сегодня иногда возникает впечатление, что мы вернулись на 30 лет назад. В 2008 г. администрация Новосибирска запретила использовать слово «секс-шоп» в рекламе. По документам мы были ООО «Казанова», я изменила название на ООО «Казанова секс-шоп». Так и удалось обойти ограничения.

Если говорить о покупателях, то наша работа нацелена на просвещение людей. Мы пишем статьи, проводим тренинги, «девичники», встречаемся с аудиториями заинтересованных взрослых слушателей, например, рассказываем о компании на «Ночи музеев» — приходят многие, интересуются, а потом становятся нашими клиентами.

Можно сказать, продавец в таком магазине тоже занимается просветительской деятельностью. Нужно ли ему разбираться в ассортименте или достаточно просто продавать?

— Продавать, конечно, нужно. Однако перед допуском к работе сотрудники проходят серьезное обучение у профессиональных сексологов. Знания в области анатомии, физиологии и психологии позволяют продавцам хорошо разбираться в назначении каждого товара и понимать, какие запросы покупателей можно решить с помощью ассортимента магазина.

Мы сами разработали пособия для продавцов, сняли видеоуроки, создали большую базу, позволяющую обучать сотрудников в очном и заочном режимах.  В нашем бизнесе существуют категории продавцов: чем выше категория, тем больше заработная плата — хороший стимул для развития.

Как фармацевты только в секс-шопе…

— Думаю, да. У работников примерно такое же обучение. Однако они больше мини-психологи и мини-сексологи. У нас даже есть продавцы, которые получили высшее психологическое образование. Стараемся на начальном этапе подбирать квалифицированный персонал. До кадрового дефицита проводили конкурсы, многих отсеивали. Сейчас планку пришлось немного снизить, но компенсируем знания дополнительным образованием на нашем предприятии. Могу похвастаться: такого уровня продавцов, как у нас, нет нигде. Люди это чувствуют и возвращаются снова.

Сколько клиентов в среднем приходит в сутки? Каких покупателей больше, женщин или мужчин?

— Посетительниц в процентном соотношении чуть меньше, чем мужчин — 45% на 55% соответственно. В сутки примерно 30-40 человек в одном магазине. Также мы продаем и через сайт, стараемся, чтобы его развитие тоже было динамичным.

Какие планы сейчас — расширять ли онлайн-формат, уходить в маркетплейсы или развивать и онлайн, и офлайн?

— Мы работаем в своем режиме — через свой сайт и в магазинах. В маркетплейсы выходить не собираемся, так как не видим в этом необходимости. Я не представляю, как секс-игрушки можно продавать через платформы. Например, девушка оформляет заказ на OZON. На нем доступна функция отказа от товара в течение нескольких дней. Что в это время было с этой игрушкой — непонятно… Вам никто не предоставит гарантию, что товар чистый и не использованный. Наша продукция всегда отправляется в пломбированных сейф-пакетах. Если по причине неисправности товара или ошибки продавца клиент отказывается от товара, то мы возвращаем средства на счет заказчика. А такой товар подлежит утилизации. Маркетплейс же не гарантирует, что вы первый и единственный покупатель. Кроме того, на подобных площадках очень много подделок. Единственный плюс — низкая цена, но пусть каждый решает сам, стоит ли оно того.

Елизавета Михайлова