Меню

Новосибирск витражный: кто проектирует «визитные карточки» города?

Иллюстрация: Предоставлено спикером

Стадион «Спартак», ЛДС «Сибирь», аэропорт Симферополя, парки «Городское начало» и «Зарядье» — визитные карточки российских городов, но не все жители знают, кто и что стоит за этими названиями.

Компания «Несущие системы» занимается проектированием, изготовлением, поставкой большепролетных конструкций — атриумов. Это светопрозрачное заполнение кровель, нестандартных фасадов. В производстве участвуют всевозможные оболочки, металлические конструкции, перекрывающие большепролетные проемы. Главный инженер Алексей Люфт признается, что фирма занималась несущими системами не сразу — только спустя пару лет переросла в производственную компанию.

По словам Люфта, первым необычным объектом стал «стеклянный шар» возле театра Глобус, сейчас в нем работает Sasha lounge bar. Позднее «Несущие системы» обретут известность во многих городах России от Калининграда до Владивостока.

На сайте компании написано, что вы занимаетесь установкой витража. Подходит ли это для нашей суровой Сибири? Континентальный климат влияет на выбор материалов?

— Витраж выполняет функцию несущей конструкции, а за теплотехнику отвечает обремененность стеклопакетов. У нас есть опыт проектирования якутской филармонии — согласно нашему проекту, будут применены обычные витражи от компании «Алютех», а архитектурная оболочка или фальшфасад — от нас. В Петропавловске-Камчатском также спроектировали фасад кукольного театра, переходящий в кровлю, его скоро введут в эксплуатацию. Наши конструкции пользуются спросом в разных точках России. В одном только Новосибирске сложился внушительный список объектов. Поэтому можно сказать, что наш каркас подходит для любого региона, а температура в зданиях зависит от теплотехники применяемых стеклопакетов и покрытий.

Случались ли в вашей практике сложности в реализации проектов?

— Трудности всегда возникают — это обычная практика. К проблемам можно отнести особенности генподрядной организации, которая проектирует объект, наличие или отсутствие у нее опыта. Также разграничение зоны ответственности и стадия реализации, на которой проект к нам попал. Бывают ситуации, когда компании обращаются с заказом о застеклении, а конструкции, на которые мы должны «опереться», либо не готовы к большим нагрузкам, либо их вовсе нет. В такой ситуации предлагаем дополнительное проектирование, усиление конструкций. Если же объект изначально проектируется под наши системы, то мы выдаем в расчетах нагрузки, которые должен воспринять каркас. В свое время мы спроектировали стадион «Спартак», однако пришлось полностью «влезть» в процесс и дополнительно усилить конструкции.

То есть вы никому не отказывали?

— Все верно. Не доводим до таких ситуаций. Бывают случаи, когда мы предоставляем свои расчеты, а заказчик говорит: «Это можем сделать, а вот это — нет». В любом случае стремимся к консенсусу.

Что самое важное в реализации любого проекта? Какие существуют технические этапы?

— Сначала к нам обращается заказчик, проектировщик или подрядная организация. Мы смотрим эскизный или отрисованный проект здания, изучаем техническую информацию по специфической нагрузке объекта и сейсмической обстановке местности. Если выявляем эти параметры, то применяем свои нормы для укрепления. У нас есть программный комплекс, выполняющий проектирование «оболочки» или «сетки» построения.  Далее высчитываем примерную коммерческую стоимость «сетки», согласовываем ее с заказчиком. После этого этапа конструктор рассчитывает в программных комплексах, какие профили мы можем применить, какой сплав материалов. По номенклатуре собственных профилей определяем металлоемкость заказа. После проверки выдаем ряд коммерческих предложений для заказчика со всеми деталями. Если его все устраивает, выдаем проектную документацию для реализации и экспертизы проекта, заключаем договор.

Отмечу, мы стараемся работать в двух системах — алюминиевой и стальной. Стальная сложнее в обработке, а алюминиевую мы любим, так как этот материал подвержен меньшему износу в конструкциях и гораздо легче монтируется подрядными организациями. К тому же, алюминиевая система запатентована и сертифицирована только у нас.

Список этапов внушительный. Сколько же человек нужно, чтобы реализовать проект?

— Помимо нашей команды, есть питерский филиал, в составе которого шесть человек. Они занимаются проектированием объектов от Калининграда до Урала. Филиал возглавила наша бывшая сотрудница. В новосибирском штате у нас 17 сотрудников, не считая производство — там примерно 80 человек. Почему я их разделяю? Потому что первая группа — это проектное подразделение, которое разрабатывает техническое задание, а производство занимается закупкой материалов, изготовлением и сборкой.

Вы закупаете заграничные или отечественные материалы?

— Сейчас стараемся закупать только отечественную продукцию, но бывает, что заказчики хотят видеть на объекте конкретную зарубежную подсистему на наших несущих профилях. Так, например, в прошлом году мы реализовывали фасады нового аэропорта Толмачево, разрабатывали конкретно под этот объект несущий каркас для подсистемы Shueco.  Раньше мы часто использовали комплектующие от компаний Shueco, Reynaers, Raico. На стадии работы с витражными системами и до момента, пока мы не запатентовали свои системы, пользовались зарубежными разработками, потому что отечественные производители алюминиевых светопрозрачных конструкций не производили нужные нам товары. Мы реализовали большие проекты с компанией Raico — торговый центр в Екатеринбурге и аэропорт в Симферополе. Получилось так, что со временем стали переходить на отечественные продукты.

То есть закрытие границ повлияло на бизнес?

— Никак не повлияло. Когда была необходимость предоставить для заказчика зарубежные комплектующие, то логистические цепочки наладились быстро, да и нашей компании было неважно, поедет ли товар через Литву и Польшу или приедет сразу напрямую. Конечно, когда удлиняется плечо логистики, товар дорожает. Например, в компании после экспертизы проекта, которая длится два года, обновляется номенклатура товара, так как возникает необходимость в начислении издержек. Мы понимаем, что в нашей сфере есть конкуренция, однако все равно нужно держать себя в разумных рамках и не завышать цену. Иногда идем на уступки заказчику, предоставляем скидки.

А вы приглашали к себе иностранных сотрудников?

— Иностранных сотрудников на предприятии нет. Мы сами ездили в Германию, Билефельд, чтобы учиться и преподавать. Там презентовали в учебном центре Shueco свой товар, получили официальную сертификацию, которая соответствует европейским стандартам. Также при строительстве бизнес-центра «Бутон» применяли накладную систему от ESCO. Эта зарубежная компания производит продукты именно для остекления сложных и необычных конструкций. Делимся опытом с иностранными коллегами, а они — с нами.

Где тогда найти ценные кадры?

— Нужно взаимодействовать с вузами — это мы и делаем. В основном нанимаем работников по рекомендации преподавателей. Учебные заведения активно зовут нас на конференции, выставки фасадов и витражей. Мы также приглашаем студентов посмотреть на работу фирмы. Хочется отметить, что «Несущие системы» не пытаются изначально придумать новый объект, то есть задумка идет от архитекторов проекта. Но бывают случаи, когда заказчику нужна помощь при разработке архитектурной концепции, как, например, было в Биотехнопарке. Оболочка конструкции — фантазия нашего архитектора Евгения Савина. Но в большинстве случаев подобных задач не так много, наша компания не может дать карьерный взлет для архитекторов, однако реализация в профессии инженера возможна. Если человек работает в программном комплексе, то ему без разницы, что проектировать. На чертеже он видит точечки и палочки, а от них задает размер применяемого материала. В работе инженера особого творчества нет, но рабочее место и хорошая зарплата имеются.

Ваше производство расположено в Новосибирске. Тяжело ли работать в нынешних геополитических условиях? Какая у вас география?

— География фирмы обширна: Калининград, Владивосток, Петропавловск-Камчатский, Иркутск, Тюмень, Омск, Томск, Симферополь, Севастополь, Сочи, Санкт-Петербург, Москва. Признаюсь, тяжело спать по три часа, потому что взаимодействуешь с городами в разных часовых поясах.

Сколько длится трудовой день ваших сотрудников?

— Все индивидуально. Кто-то приходит попозже, соответственно, задерживается на работе. У нашей компании есть поставка здорового питания, поэтому коллеги не испытывают дискомфорта. Также разрешается немного поспать на рабочем месте. Конечно, задержки на работе происходят нечасто — только тогда, когда ситуация требует быстрого вмешательства. Например, в Камчатском крае рабочий день начинается значительно раньше, чем в Сибири, отсюда и возникает необходимость присутствия сотрудника в офисе.  

В период коронавируса и удаленки тоже работали в офисе?

— Работали. У нас были госзаказы, которые требовали быстрого осуществления. Выписывали сотрудникам разрешения на проезд в общественном транспорте и справки на предоставление мест в детских садах для коллег-родителей. Если говорить об удаленной работе, то для нас это не эффективно. Намного проще и правильнее объяснить задачу лично, при встрече.

Каково состояние производства на сегодняшний день? Планируются ли новые проекты?

— Считаю наш бизнес успешным, так как мы уже собрали портфель заказов на следующий год. В этом году не сидели на месте, производство работало постоянно. Сейчас реализуем проект второй очереди стадиона «Спартак», якутской филармонии, аквапарков в Москве и Туле, аэропорт в Минеральных водах.

Елизавета Михайлова