Меню

Первая Ельцовка. Часть 2. Веревочная слобода

Автор фото: Валерий Панов. Иллюстрация: Предоставлено спикером

«Деловой квартал», совместно с научным сотрудником Музея Новосибирска Константином Голодяевым, запустил цикл статей «Место с историей» — о том, что было ранее на месте известных городских локаций.

Место с историей

Продолжаем рассказ об истории Средней Ельцовки — месте, где находится редакция «Делового квартала», ЖК «Тайм Сквер», ТЦ «Ройял Парк» и другие локации с именами. Начало истории: Первая Ельцовка. Часть 1. Земли маркиза Карабаса.

Ниже по Ельцовке, у реки Обь, уже почти десять лет, как сформировалась обширная промышленная площадка: паровые мельницы, нефтяные склады компаний «Нобель», кожевенные заводы, военно-сухарный завод, мыловаренный и салотопенный заводы Жернакова и др. Промышленное производство тяготело развиваться и в пространстве между железной дорогой и Малой Ельцовкой.

В 1905 г. в районе современной улицы Галущака уже успели построить городскую скотобойню, которая оказывала услуги по убою скота, обработке кишок, клеймению и сушке кож. При этом тогдашние мясоторговцы были и жертвователями — они ходатайствовали начальнику губернии что «обязуются, между прочим, платить по 7 копеек с каждой убитой скотины в пользу Кривощековской школы в продолжении всего времени, пока будет существовать общественная скотобойня». На что получили разрешение. В течение последующих нескольких лет вокруг основного корпуса были сооружены пригоны для скота и казармы для рабочих. В течение всего дореволюционного времени скотобойня работала безубыточно. После все производство было перенесено на Сухарку, на построенную городскую хладобойню.

В 1912 г. городская дума разрешила Николаю В. Мякину открыть на склоне реки, вблизи скотобойни, участок для постройки прядильни. «Принимая во внимание существующие цены на землю в данном районе», арендная плата за участок 10 на 10 сажен была установлена немалая — 100 руб. в год.

К счастью, промышленность не успела закрепиться на Средней Ельцовке. Ведь, конечно, лесной пригород — это прежде всего место отдыха жителей города. Здесь сразу начало формироваться дачное пространство. В первую очередь дачи за Ельцовкой стали строить купцы. Строили по несколько и сдавали на летние сезоны: инженерам, учителям, врачам и другим интеллигентам.

Дачи за речкой Ельцовкой. 1910-е. (nsk-kraeved.ru)

На карте 1909 г. мы уже видим, как территория за железной дорогой уже усеяна дачными участками.

Фрагмент плана г. Ново-Николаевска. 1909 г. (архив Томской области)

Жительница Новосибирска Лия Петровна Харченко, мама которой в 1910-м г. училась в женской гимназии Павлы Алексеевны Смирновой, что тогда находилась на улице Асинкритовской (ныне Чаплыгина) рассказывала: «Мама часто вспоминала школьные пикники. Они проводились каждую весну на нынешней улице Дуси Ковальчук, от площади Калинина до улицы Плановой. <…> В этом районе рос прекрасный сосновый бор, солнечный, с большими полянами. Весной поляны покрывались ковром из цветущих огоньков. Детям казалось: весь мир в цветах».

Купание детей в р. Ельцовка. 1910-е. (Музей Новосибирска)

Сюда стал заходить город. В ноябре 1910 г. Томское губернское налоговое присутствие принимает решение о расширении границ селитебной черты Ново-Николаевска. В состав города де-юре вошел район между железной дорогой и долиной Малой Ельцовки, а к 1917-му граница городского пространства достигла и Заельцовского бора.

Развитие района в 1920-е было сопряжено с особенностями рельефа. Вокруг раскинулись три крутых оврага, и транспортная доступность его была усложнена. Возвышенный островок так и назывался «Кольцевой лог».

Фрагмент плана г. Ново-Николаевска. 1925 г. (Спутник пассажира, 1925-1926)

Некоторое время формирование уличной сети обходило его. С востока вплотную к оврагу, на месте которого сейчас Красный проспект, подошла четкая квартальная сетка жилищной застройки, западную часть заняла хаотичная «Веревочная слобода», далее, за Нарымской, на месте нынешнего метродепо, — «Карьерная слобода». Уличная сеть зашла уже и за 1-ю Ельцовку, но наш Кольцевой лог как-то все еще оставался неосвоенным. 

«Веревочная слобода» называлась так, потому что там находилась небольшая механическая шпагатная фабрика, где выделывали сноповязальный шпагат. Слева на фото — «сердце фабрики, шпагатный банкоброш. Машина, приготовляющая росницу для выделки шпагата».

Шпагатная фабрика. 1927 г. (газета «Советская Сибирь»)

Первую кардинальную перепланировку города разработал инженер Иван Иванович Загривко в 1926 г. Уникальный человек, в прошлом цирковой борец, выступающий под именем «Голубая маска», в будущем генерал инженерных войск, прожил 101 год, и все фантазировал. Это был не план, а скорее эскиз, радиально-кольцевой фантастический город-сад, и по нему наше место отдавалась под зеленую зону.

Фрагмент плана перепланировки г. Ново-Сибирска. 1926 г. (инж. И. Загривко)

Проработанный генплан 1927 г. архитектора Бориса Андреевича Коршунова был куда более предметным, но и по нему вдоль Ельцовки также проходила зеленая зона. Планы планами, а в 1928-м застройка ворвалась и сюда. Образовались новые улицы: Семафорная, Карьерная (на месте Галащука), Веревочная (рядом с Линейной), Ленская 2-я (ставшая Балакирева), Кольцевая, Низменная, Горная, Кустарная, Заводская, Тупиковая, Подковная, Базарный переулок.

Фрагмент плана г. Новосибирска Запсибкрая. 1935 г. (архив Новосибирской области)

Через речку были переброшены легкие мостики, над проблемами твердых коммунальных отходов и канализации никто не задумывался. Из сортира — сразу в реку. Она все смоет.

Ельцовки правый берег 1950-е. (Музей Новосибирска)

Вот один загадочный образец той застройки. В 1927 г. рядом, на Мочищенской дороге (ныне улица Дачная), появляется удивительный дом из глины. Как писала газета «Советская Сибирь» в рубрике «Курьёзы Сибстолицы»: «Про этот дом в Ельцовке ходят всевозможные легенды. По одной версии, этот дом якобы построен бывшим царским придворным, который хотел создать себе этим домом мираж прошлого. По другой версии, дом построен несколько лет тому назад полунормальным агрономом».  

Дом из глины. 1927 г. (газета «Советская Сибирь»)

Деревянная частная застройка требовала строгих соблюдений противопожарной безопасности, и на территории ближайшей пожарной части на улице Вавилова была установлена высокая каланча, с которой были видны все окрестности.

В народной памяти осталось еще несколько топонимов Средней Ельцовки. Мальчишки со всей округи сбегались на «Овражку», чтобы покататься с крутых снежных и ледовых склонов реки. А место бывшего частного сектора между улицами Калинина и Дуси Ковальчук (быв. Покровской) до сих пор называют «Калинка».

На Калинке с 1935 г. детей обучает школа № 55 (ныне гимназия № 9), а на левом берегу Ельцовки вот уже почти 90 лет работает школа № 85, в которой в годы Великой Отечественной войны находился госпиталь, а после нее первые два этажа занимало педагогическое училище.

Ельцовка. 1930-е. Ф. И. Моторина

В начале 1930-х за Ельцовку стали пробивать центральную улицу города — Красный проспект. Встал вопрос транспортного перехода через речку 1-я Ельцовка, протекавшую в каньоне легкоразмываемых осадочных пород. Сначала был разработан проект постройки моста, но при изысканиях выяснилось, что здесь имеются очаги «вечной мерзлоты». Опыта строительства на мерзлоте не было — решили не рисковать и вместо моста отсыпали дамбу высотой 16-18 метров. Ее сооружали в 1932-1934 г. Речку спрятали в 90-метровую «Заельцовскую трубу» поперек Красного проспекта. 

Выход Заельцовской трубы на Красном пр-те. 1930-е. (Музей Новосибирска)

В 1954 г. «трубу» расширили, а дамбу досыпали до 19,5 метров с расчетом создания под мостом прокола под проезжую часть, который так и не построили.

Дамба на Красном проспекте. 1954 г. Рис. В. Касаткина.

Строительство подземного коллектора между Красным и Владимировской завершили лишь к 1979 г., чтобы построить там депо долгожданного Новосибирского метрополитена.

Завершение строительства ельцовского коллектора. 1979 г. Ф. М. Аистова

Научный сотрудник Музея Новосибирска Константин Голодяев