Меню

Ядринцевский провал. Краевед Голодяев — об очередном историческом месте города

Автор фото: Роман Барников. Иллюстрация: nsk.dk.ru

Оно наполнено революционными, военными, шпионскими, музыкальными и медицинскими событиями. А начинается с всеобщей ошибки при произношении.

В продолжение проекта Место с историей краеведа Константина Голодяева — история улицы Ядринцевской.

Граффити «Испанская улочка» на улице Ядринцевской. 2021 г. (Худ. Д. Яблонский)

Улица Ядринцевская произносится с ударением на первый слог, на букву «Я». Но, видимо, нам столько впихивали в детстве, что «якать» — нехорошо, что «Я» — последняя буква в алфавите, что все мы послушно согласились и называем нашу улицу ядринцЕвской. Более того, я видел адресные таблички с надписью ядринцОвская. Ну, всякое бывает... 

И что, если не выдающееся, то хотя бы удивительное, — эта улица никогда не меняла своего названия. Еще на рубеже XIX-XX веков она получила его в честь одного из известнейших людей Сибири — Николая Михайловича Ядринцева (с ударением на первый слог, конечно).

Ученый, путешественник, публицист, сатирик. Много можно рассказывать, но есть нюанс. Он смело и искренне писал о проблемах и нуждах Сибири. И переименовать улицу было за что! Вместе с Григорием Николаевичем Потаниным Ядринцев пропагандировал сибирскую «областническую идею», рассматривал отношение России к Сибири как к отсталой колонии.

В своей книге «Сибирь как колония» он пишет: «В настоящее время много говорят о вывозе сибирских богатств, о сбыте их вне ее пределов путем улучшения путей сообщения, но не мешает подумать и о том, к чему послужит этот вывоз при нерациональных и хищнических способах эксплуатации — к чему, как не к окончательному расхищению, истреблению и истощению последних запасов и произведений природы. Истощение это замечается на каждом шагу: это видно в выгорании лесов, в истреблении зверя, в вывозе сырья и в истощении почвы».

Ядринцев Н. М. (wiki2.org)

А в 1865 г. Ядринцева и Потанина арестовывают по обвинению в попытке создания независимой Сибири.  Потанин был подвергнут гражданской казни и на пять лет отправлен на каторгу, Ядринцев восемь лет провел в ссылке. Видимо, юношеский радикализм прошел, и после амнистирования они с Потаниным даже придумали праздник День благодарения Сибири, отмечаемый в день, когда отряд Ермака захватил столицу Сибири, город Искер — 26 октября 1582 г. По новому летоисчислению это соответствует дате 5 ноября, но «кто-то кое-где у нас порой» небрежно дату перевел, и теперь Сибирь празднует падение своей столицы 8 ноября.

Как ни странно, в отличие от многих других, улицы Ядринцева и Потанина в советское время так не были переименованы. Видимо, их тоже сочли революционерами. Эти улицы сепаратистов и сегодня идут параллельно, правда, не такие длинные, как ранее. Ядринцевская теперь начинается с дома №14, а в начале прошлого века первые ее дома находились у Михайловского лога (ныне пр-т Димитрова). На углу с улицей Кабинетской (ныне Советская) располагался магазин «Зингер», слывший центром немецких шпионов. Рядом работал завод фруктовых вод Адрианова, выпускавший очень популярные в городе прохладительные напитки.

Реклама заведения Н. А. Адрианова (газета «Обь», 1907 г.)

Разбогатевший крестьянин Нижегородской губернии Никифор Алексеевич Адрианов тоже был человеком уважаемым. Напитки, выпускаемые на улице Ядринцевской в 1906-1907 г., были удостоены трех золотых медалей на выставках в Ростове-на-Дону, в Криворожье и в Брюсселе. 30 июня 1941 г. Адрианов был арестован за «ревизионистские антисоветские суждения в отношении политики партии и правительства, клеветнические измышления на руководителей ВКП(б)», и расстрелян.

Нижний край улицы сегодня перекрыт междомовой вставкой по Красному проспекту. Тоже уже ставшей легендарной. В середине 1950-х в ней открылась первая в Новосибирске закусочная без продавца, где через привычный нам сегодня автомат можно было купить вкуснейшие пирожки, особенно с ливером, а во второй половине 1980-х ее сменила еще помнимая многими легендарная кофейня, где собиралась «золотая молодежь». В подъезде рядом был хит эпохи, крупный видеосалон — с кабинками, «Рэмбо», «Греческой смоковницей», а для избранных — и с «Эммануэль».

Напротив — гостиница «Октябрьская», прозванная «Свечкой». Она была построена в 1975-м как общежитие высшей партийной школы КПСС, которая готовила руководящие партийные и советские кадры. Комнаты на нижних этажах были получше — там жили преподаватели и гости, а наверху — рядовые слушатели. За загадочными круглыми окнами на крыше — небольшой спортивный зал и сауна.

«Око Саурона» на Ядринцевской. 1980-е г. (nsk-kraeved.ru)

А вот противоположный дом по нечетной стороне имеет печальную историю. Это дом крестьянина Вятской губернии Тимофея Евстигнеевича Тетерина, построенный в 1912 г. Здесь с 1925 г. располагалось консульство империалистической Японии. Первый консул в Ново-Николаевске, господин Симада Сигеру (Шимада Шигер), именуемый «японским Зорге», имел богатый дипломатический опыт, хорошо владел русским языком.

Дом Т. Е. Тетерина, консульство империалистической Японии. 2012 г. (wikimedia.org)

Уже тогда все консульские работники однозначно воспринимались злостными шпионами. Во многом это было правдой. Им не очень-то разрешали свободно передвигаться по Сибири. Самое простое, что делали эти шпионы, — сидели в автомобиле около Транссибирской магистрали и считали проходящие поезда.

Консульство в Новосибирске было ликвидировано в октябре 1937 г. Японцы смогли уехать домой, а весь наш обслуживающий персонал — от курьеров до уборщиц — был репрессирован. За связь с японцами тогда по делу проходило 63 человека из числа советских граждан, причем все они по приговору военного трибунала были расстреляны. 

Следующий дом по улице, № 25, построен в 1911 г. и тоже является памятником архитектуры. В настоящее время в доме располагается Новосибирский Дом композиторов. В этом доме в период с 1986 по 1996 г. работал композитор Аскольд Федорович Муров.

Перекресток Ядринцевской и Мичурина (быв. Александровская) вошел в историю как один их четырех перекрестков, где в канун 1937 г. были установлены первые в городе светофоры. Они висели по одному над проезжей частью и поначалу обслуживались постовым, который сидел наверху, в будочке, и вручную переключал сигналы, в зависимости от ситуации на дороге.

Когда сломался светофор. К.1980-х гг. (nsk-kraeved.ru)

За перекрестком лет 15 назад встала красивая жилая пятнадцатиэтажка, а напротив — Центральный парк с новеньким светомузыкальным фонтаном и отдельной богатой историей, начинающейся еще с первого городского кладбища. За ним — корпус самого первого высшего учебного заведения города, основанного в 1929 г. как «Плановый институт» (ныне Университет экономики и управления).

Открытие светомузыкального фонтана. 2021 г. (Ф. А. Свирщевский)

Далее на нашем пути — улица Семьи Шамшиных, которая называлось Логовской. В начале прошлого века это был край города. Ведь сразу за улицей начинался уклон, по которому в пойму реки Каменка, к Военному городку, шел Ядринцевский конный спуск.

Новое название Логовская получила в 1935 г. в честь семьи революционеров Шамшиных, чей одноэтажный домик стоял неподалеку. Глава семьи Иван Дмитриевич приехал на строительство железнодорожного моста через Обь еще в 1893 г., с одной из первых партий рабочих. Дети его «пошли в революцию», а в самом доме в годы гражданской войны находилась явочная квартира большевистских подпольщиков. Но эта память не защитила дом — в начале 1980-х он был снесен, и теперь на его месте — 14-этажное здание (Шамшиных, 58). Никакого памятного знака на нем больше нет.

Дом Шамшиных по Логовской, 58. 1970-е гг. (nsk-kraeved.ru)

Одновременно с Шамшиным построил дом и Кузьма Кояков. Это здание сохранилось и является знаковым и для Новосибирска, и для отечественной рок-музыки. 100 лет назад часть дома занимал скобяной магазин. В войну здесь жили эвакуированные из блокадного Ленинградца, а также солистка первой труппы нашего оперного театра Надежда Дезидериева-Буда, позднее работавшая директором Детской музыкальной школы № 1.

В 1970-е у нее в комнате брала уроки фортепиано Янка Дягилева, ставшая известной поэтессой и рок-певицей. Ее семья жила в этом же доме, в соседней квартире. В 2014 г. на углу здания поклонники Янки прикрепили мемориальную доску.

Надежда Дезидериева-Буда и Янка Дягилева (kino-teatr.ru, shazam.com. Ф. О. Зотова)

Дом признан историческим памятником и сейчас находится в замороженном состоянии. Его оберегает соседняя высотка по Ядринцевской, 57. Нет пока у этого дома хозяина, и он все ветшает и ветшает. Но будем надеяться, что когда-нибудь дом-памятник оттает и продолжит свою жизнь в современной истории.

Сам по себе этот перекресток когда-то «держал» квартальную сетку улиц. Напротив, через Логовскую, расположены корпуса больницы № 1, ведущей свою историю еще с 1904 г. Тогда, во время эпидемии, здесь открылся холерный барак на 20 коек. Лечение больных велось под наблюдением врача Михаила Алексеевича Иволина. В 1910 г. этот «заразный» барак не побоялся посетить премьер-министр Российской империи Петр Столыпин, после чего было принято решение о строительстве нового корпуса. К 1912 г. новое двухэтажное каменное здание по проекту городского архитектора Федора Раммана было построено. Оно сохранилось до сегодняшних дней — Семьи Шамшиных, 40 к. 1. В 1936-м рядом был построен новый корпус с красивым полукруглым ризалитом.

Корпус заразной больницы 2020 г. (Ф. В. Эйгерис) и П. А. Столыпин (foto-ram.ru)

Через перекресток от нашего дома — еще одно громкое историческое здание, памятник архитектуры регионального значения. Это одна из начальных школ, построенных по программе школьно-строительного фонда имени Петра Великого к 300-летию дома Романовых. Здание возведено по проекту сибирского архитектора Андрея Крячкова, оно было электрифицировано, оборудовано канализацией и водопроводом, о котором нам сегодня напоминает конусная башенка на крыше. Изначально здесь было размещено 3-е двухклассное женское училище, в советское время — начальная школа № 11, а ныне старинный дом занимает Новосибирский государственный театральный институт.

Городское начальное училище, ныне Театральный институт. 2023 г. (novosibirsk-history.ru)

Ну и далее — интереснейший русско-немецкий дом на месте бань Окрздрава, их же прачечная, чумная больница, ставшая в 1930-х красильной фабрикой и физический, чудом сохранившийся провал в прошлое — патриархальный конный спуск с брусчатой дорогой, по которой еще слышится цоканье копыт лошадей, несущих своих усталых седоков на мостик через Каменку к Военному городку. Насыщенная, полная исторических объектов улица Ядринцевская, по которой, как мы уже поняли, можно неспешно прогуливаться целый день.

Булыжная мостовая Ядринцевского конного спуска. 2012 г. (Ф. автора)

Научный сотрудник Музея Новосибирска Константин Голодяев