Меню

Верить в идею и быть готовым идти вдолгую. Советы начинающим бизнесменам

Иллюстрация: Предоставлено спикерами

«Почти каждому хотя бы раз в голову приходила, на первый взгляд, гениальная идея для бизнеса. Правда, в итоге оказывалось, что ее уже кто-то воплотил в реальность, а сама ниша давным-давно занята…».

Основатели приложения для мультиформатных челленджей ChallengeGo Роман Прилипко и Константин Южный

— Запуск собственного бизнеса — ни с чем не сравнимый опыт. Очень интересный и вдохновляющий, но вместе с тем и непростой. Больше всего времени и сил отнимает непосредственно подготовка: формулирование идеи, подбор команды, тестирование гипотез. Тем не менее, есть несколько правил, которые помогут снизить риски и повысить шансы проекта на успех.

Правило 1. Изучите рынок.

Почти каждому из нас хотя бы раз в голову приходила, на первый взгляд, гениальная идея для бизнеса. Правда, в итоге оказывалось, что ее уже кто-то воплотил в реальность, а сама ниша давным-давно занята. Чтобы не начать работу над проектом, который уже вовсю работает, следует провести «кабинетное» исследование.


Поищите, делает ли кто-то что-то похожее, и если делает, то какого размера сам рынок и компания, кем и где востребован продукт, насколько конкурентна сама среда и т.д. Этот этап необходим и действительно стоит того, чтобы уделить ему чуть больше времени. Посвятите этому вопросу хотя бы пару дней, чтобы изучить нишу самостоятельно, а также пообщаться с представителями ниши или даже посетить отраслевое мероприятие.

Правило 2. Узнайте, кто ваша ЦА.

Анализ рынка, который вы проведете, также поможет вам выяснить, кто же ваша целевая аудитория. На какие сегменты делится ваша аудитория, кто в нее входит? Нужно составить подробный портрет человека (или компании, если вы в В2В) и выяснить его потребности, боли, и то, как вы можете закрыть их с помощью своего проекта.

Нашей ошибкой во время запуска как раз стало то, что мы считали своей ЦА всех, ведь все без исключения ходят в течение дня. Кто-то 3 000 шагов от метро и до офиса, а кто-то — все 30 000, потому что бегает по вечерам. Но, как говорится, если твоя аудитория — это все, значит, у тебя ее нет. Сейчас мы уже знаем, что наша ЦА — те, кто хочет увеличить уровень своей дневной активности, но пока не получает достаточной мотивации для этого. 

Итак, боль нашего пользователя — отсутствие мотивации для занятий спортом. Это не новая история: на рынке уже есть платформы, приложения и даже отдельные инициативы брендов с челленджами. Аудитория нашего приложения с ними знакома, поэтому нам нужно было ввести какое-то конкурентное преимущество. И мы решили, что ими станут возможность получить какой-то приз за свое достижение (внутренние баллы или девайс для занятий спортом), а также провести собственный челлендж на платформе. Теперь, зная боли нашего пользователя и имея преимущества перед конкурентами, мы можем работать над масштабированием проекта. Хотя, найди мы ЦА чуть раньше, сэкономили бы немало времени и сил. 

Правило 3. Решите вопрос внешних инвестиций.

Очень частая ошибка в работе над молодым проектом заключается как раз в том, что его стоимость попросту недооценивают. Да, поначалу может казаться, что собственных вложений будет более чем достаточно. Но проект рано или поздно потребует развития: расширения команды, покупки оборудования или аренды помещения, а текущего бюджета на них уже не будет хватать.

Чтобы не оказаться в тупике и сохранить проект, об инвестициях нужно позаботиться заблаговременно. Проанализируйте то, насколько ваш проект привлекателен для инвестиций, и «упакуйте» его таким образом, чтобы заинтересовать потенциальных партнеров. А сам тип финансирования будет зависеть от того, какой у вас проект. Кому-то лучше подойдет привлечение бюджетов под долю бизнеса, другим — банковское финансирование или договор конвертируемого займа. 

Правило 4. Определите бизнес-модель.

Вопрос монетизации бизнеса один из самых сложных. Нередко предприниматели, запуская проект, даже не знают, как будут продавать свои товары/услуги. Чтобы такого не было, составьте бизнес-план со всеми деталями вашего бизнеса: сути производимых товаров/услуг, затрат на их производство и развитие, источников дохода. С помощью такой модели вы сможете оптимизировать бизнес, оценивать его эффективность и потенциал. 

Предпринимателю важно понимать, какую модель монетизации он будет использовать в начале, а к какой начнет обращаться позже, когда проект немного вырастет. Разберем это на примере нашего приложения. Начать монетизировать проект можно с В2В проектами, предоставляя им платформу для корпоративных челленджей. А позже, когда приложение уже наберет свою аудиторию, подключить опцию платной премиум-подписки для расширения функционала платформы.

Правило 5. Разберитесь со сферой применения.

Чем больше болей вы закрываете своим проектом, тем шире сфера его применения, а вместе тем — больше возможностей для масштабирования и привлечения инвестиций. Объясним все на нашем же примере.

Основная боль, которую мы решаем — нехватка мотивации для занятий спортом. Но это вовсе не значит, что на этом ограничивается функционал платформы. Например, челленджи также здорово подходят под тренд на well-being и физическую активность в В2В-сегменте.

Вы наверняка заметили, что все больше компаний вводят в свою корпоративную культуру занятия спортом, расширяют пакет ДМС, предоставляют консультации с психологами и вообще всячески заботятся о здоровье каждого члена команды. Наше приложение как раз может быть полезно бизнесу в этом ключе: HR или владелец бизнеса создают челлендж на платформе и отслеживают активность каждого сотрудника, а самых спортивных награждают призами. Это классная история для повышения вовлеченности и лояльности внутри команды.

То есть один стартап может закрывать несколько разных потребностей. Чем шире сфера его применения, тем выше шанс, что к вам придут крупные инвесторы и или партнеры.

Правило 6. Примите, что проект может не «выстрелить».

Запуск собственного бизнеса — всегда рисковая затея, которая может и вовсе выйти в минус. Прежде, чем браться за проект, вы должны понимать, что работа над ним требует времени, сил и материальных вложений, а гарантий успеха нет. Нужно быть готовым не только к взлетам, но и к падениям.

Тем не менее, бояться этого не следует. Ваша увлеченность проектом и готовность вкладываться в работу хотя и не сразу, но точно окупятся. Верить в идею и быть готовым идти вдолгую — вот что самое важное!