Меню

«Внутренний рынок Китая огромен, попасть туда мечтают многие»

Иллюстрация: Предоставлено спикером

Руководитель Евро-Азиатского региона корпорации Tiens Group Анна Трофименкова рассказала о нюансах экономического союзничества России и Китая, а также об отношении китайцев к женщинам-руководителям.

В России до сих пор существуют стереотипы о женщинах в бизнесе, вы успешный руководитель, давно работающий с Китаем как к женщинам в бизнесе относятся там, много ли в Китае руководительниц?

— Каждой женщине, которая поднимается по карьерной лестнице, знакомо выражение «стеклянный потолок». При том, что у женщины могут быть абсолютно релевантные менеджерские компетенции, опыт работы в нужной сфере и отличные результаты, при рассмотрении кандидатов на должность топ-менеджера по-прежнему чаще предпочитают мужчин.  

Я хорошо знаю, о чем говорю, потому что много лет проработала руководителем в западных компаниях, был опыт работы в российских, и вот теперь мой мир — это китайская компания. Здесь меня ждал приятный сюрприз.

Дело в том, что в Китае женщины трудятся и соревнуются за должности наравне с мужчинами. Часто девушки жертвуют личной жизнью, чтобы посвятить свою жизнь карьере. Такие сотрудницы ставят работу во главу угла и показывают выдающиеся результаты, поэтому грамотные владельцы бизнеса легко ставят женщин на руководящие позиции: ведь главное не пол менеджера, а результат, который он приносит. Лучше всего я, конечно, знаю корпорацию Tiens Group, в которой работаю — здесь много женщин-руководителей на ключевых позициях. Например, домашний китайский регион возглавляет моя коллега госпожа У Си, Евро-Азиатский — моя ответственность, женщины руководят основными функциональными департаментами — бренда, маркетинга, развития бизнеса. Продвижение на основе достижений дает ощущение равных возможностей партнерам и сотрудникам компании с самого начального уровня до топ-менеджмента.   

В России женщины работают не меньше и не хуже мужчин, но в среднем заработная плата на аналогичных позициях у женщин ниже. Об этом свидетельствуют и исследования HR-агентств, и мой собственный весьма обширный опыт: собеседуя кандидатов на руководящие посты, я отмечаю более высокие зарплатные ожидания у соискателей-мужчин при равных компетенциях и опыте. В западных компаниях декларируется полное и безусловное отсутствие дискриминации по полу, возрасту, национальности и т.п. Однако по факту, самые высокие посты все же отдаются мужчинам, а статистика подтверждает их более высокий доход. Исключения встречаются в «женских» индустриях, например, в косметических компаниях.  

Как вы ведете переговоры с китайскими мужчинами?

— Китайская культура ведения бизнеса отличается от того, что мы привыкли видеть в общении с западными коллегами.  Сейчас у многих российских компаний появляется опыт общения с китайскими коллегами, тем не менее, я бы хотела обратить внимание на важные детали. На переговорах с китайскими коллегами и партнерами важно следующее: безупречная пунктуальность, серьезность и формальность «с головы до пят», демонстрация глубокого уважения к собеседникам/слушателям: важно соблюдать иерархию, обязательно указывать полную должность при обращении, отмечать высокую ценность общения и обратной связи от коллег/партнеров. В общем, форма подачи коммуникации крайне важна, чтобы вас не сочли невежливым. Ни в коем случае нельзя перебивать собеседника, в общении с боссом нельзя публично вступать в спор, критиковать его идеи (впрочем, и западному начальнику это не понравится).

При продвижении своего предложения или проекта нужно дать сильную бизнес-аргументацию и добавить «женского»: сделать свое выступление красивым, ярким. Потом обязательно попросить комментариев и дополнений от коллег, и получив их, поблагодарить и завершить выступление. Такой подход сделает более вероятными защиту проекта или подписание договора.

Чем различаются и чем схожи подходы к бизнесу у китайцев и россиян? Что роднит страны помимо торгово-экономических перспектив?

— Китайских и российских бизнесменов, особенно в нынешней ситуации, роднит ощущение новых перспектив. И те, и другие готовы быстро стартовать, запустить новый продукт, расширить текущий бизнес новым направлением, как только представится возможность. Посмотрите на стремительный взлет некоторых российских и китайских брендов в последние два года. Если западные коллеги могут тратить много времени на исследование и проверку гипотез, то наш подход более простой — проверяем на рынке. Ошибки неизбежны, но и инициатива при таком подходе всегда остается у смелого и быстрого. Хотя российским компаниям такой подход знаком и близок, китайцы отличаются скоростью: они готовы немедленно пробовать, и часто (хотя и не всегда) у них получается поднять бизнес-проект. Россияне дольше запрягают, но, как в пословице, потом быстро едут.

Еще одно отличие, которое я могу отметить, — это активный переход китайских компаний в цифровую экономику. Лидеры бизнеса в Китае считают эту задачу приоритетной, чтобы сохранить первенство и обеспечить комфортную работу в цифровой среде всей экономике Китая. Основатель и председатель совета директоров Tiens Group г-н Ли Цзиньюань считает, что глобальная цифровизация привела человечество к эпохе, когда реальность и виртуальный мир сливаются вместе. Руководствуясь этим видением, компания завершает цифровую трансформацию, в основе которой — широкое использование технологий искусственного интеллекта на всех уровнях бизнеса. Я согласна с оценкой нашего председателя совета директоров, что к 2030 году на волне успеха останутся предприятия, которые сейчас активно цифровизируются.  

Как конкретно изменились отношения с Китаем за последние два года, и как они будут строиться дальше?

— Наши страны уделяют друг другу значительно больше внимания и в двухсторонних отношениях, и в рамках БРИКС. Мы видим рост торговли и инвестиций. Из китайской публицистики я вижу, что, по их мнению, для Китая очень выгоден поворот России на Восток. Имеется в виду конкретная экономическая выгода для КНР: например, какие ресурсы (энергия, лес, пресная вода) на выгодных условиях Китай сможет получить в результате расширения нашей торговли, как сможет усилить свою позицию в отношениях с Западом. То есть деловой Китай подходит к отношениям двух стран очень прагматично. Идеологически Китай уважает Россию и ее роль в новейшей мировой истории. Посещая Китай, я видела положительное отношение к россиянам. В целом, со стороны Китая отношения с Россией — это в первую очередь бизнес.

Для двух стран-соседей, экономики которых являются одними из крупнейших в мире, расширение взаимовыгодных экономических отношений по всем направлениям — это естественно. Конечно, поскольку у Китая объем торговли с США и Европой больше, чем с Россией, со стороны, например, китайских банков есть некая оглядка на санкции. Однако обстановка в мире побуждает наши страны к сближению, и задача национального бизнеса — извлечь из этого факта максимальную пользу. Все возможности есть: расчеты в национальных валютах, удобная логистика, конкурентные товары. Посмотрите, как быстро российские дороги наполнились автомобилями китайского производства — это лишь один яркий пример.  

Я считаю, что возможности для совместного роста экономик двух стран еще далеко не исчерпаны. В прошлом году Tiens Group снова показала рост продаж в России. Я думаю, что в этом году бизнес компании вырастет даже больше. Мы разрабатываем новые продукты, усиливаем бизнес AI технологиями. Модель бизнеса нашей компании такова, что успех всей Tiens Group строится на успехе каждого партнера.  В этом я вижу наш вклад в развитие российской экономики — для многих людей мы становимся своеобразной школой бизнеса. К нам идут молодые предприниматели, которые через несколько лет возглавят или, возможно, построят новые бизнесы.

Второй тренд, который я отчетливо вижу сейчас, — это появляющийся интерес китайского рынка к российским товарам. Внутренний рынок Китая огромен, попасть туда мечтают многие. Не секрет, что на внутреннем рынке Китай довольно сильно поддерживает своих местных производителей, помогая им расти и ограничивая конкуренцию с внешними товарами. В случае с Россией это не так строго. Китайские компании начинают открываться для сотрудничества в этой сфере. Tiens Group, например, включает нескольких продуктов российского производства в свой продуктовый портфель. И это только начало.