«Всегда помните, что сделка не заканчивается подписанием соглашений. Она заканчивается пониманием, что никто не извлечет выгоды от ее нарушения».
Управляющий партнер юридической фирмы «Бизнес и право» Евгений Сизов
— Поговорим о простом, но иногда проблемном решении: вы продаете свой бизнес. Вариантов — всего три: 1) продажа всех своих акций (долей) в компании, 2) продажа выделенного из компании имущественного комплекса, 3) продажа бизнеса как совокупности активов, клиентской базы, наработок, персонала и деловой репутации.
Самое распространенное решение — договориться о цене и продать все акции (доли), передав бизнес вместе с компанией. Команда юристов, сопровождающая сделку, оговорит объем заверений, гарантий, сформулирует штрафы за неисполнение или не учтенные договоренности. Но все это будет работать, если стороны ведут себя добросовестно и соблюдают «купеческое слово». Увы, православные сословные купцы давно исчезли. Наша практика, как и освещаемые в СМИ корпоративные споры, свидетельствуют, что такой способ продажи бизнеса — проблемный. Как может вести себя покупатель после сделки, если Российское право не дает ограничивать подачу исков и уголовных заявлений, а любое соглашение об этом ничтожно?
Начнем с популярного в России уголовного аспекта. Итак, вы передали акции (доли) в компании, до или после сделки сменили своего директора, отдали все финансовые документы, сделали оговорки на случай «если что-то не учли». Через короткое время вы узнаете, что покупатель провел независимый аудит, и деньги из вашей компании «выводились» в пользу вас или ваших партнеров. Так могут выглядеть оплата услуг или выдача в подотчет средств, когда деньги компании на самом деле шли на оплату персонала или закупку активов по более низкой цене. Так может выглядеть заключение договоров с компаниями, в которых усматривается связь с вами, а выплаты по ним не рыночные. Так может оцениваться и привлечение займов от вас, но по высоким ставкам, а еще и многие другие управленческие решения.
С ноября 2017 года в УК РФ закреплена и активно используется схема претензий по мошенничеству «в пользу третьих лиц». При этом остаются и статьи о злоупотреблении полномочиями, о причинении ущерба без цели хищения и некоторые другие. Главное в этом — что потерпевшей всегда будет компания, которую вы продали, а виновными — те, кто ею управлял или владел. Можно ли предусмотреть и исключить сделкой такие действия? Скорее всего нет — у профессионалов-юристов креативность намного выше, чем это можно предположить. Вы будете вынуждены не один год доказывать целесообразность своих действий, которые для правоохранительных органов выглядят как состав преступления. И довод «Это же была в то время моя собственная компания» не учитывается.
Гражданско-правовые проблемы тоже не могут быть исключены полностью за счет оговорок или гарантий. Это означает, что многие сделки компании от имени новых владельцев могут быть оспорены в пределах срока исковой давности или в виде взыскания убытков с органов управления, куда включаются и бывшие собственники. Если при этом собственник был и директором — риски стоит удваивать. Безусловно, новые владельцы —это универсальные правопреемники прежних, и сроки оспаривания становятся короткими, но ведь оспаривание сделок и иск об убытках может заявить новый директор в интересах компании, и тут срок исковой давности уже будет исчисляться от даты, когда такой директор получил и проанализировал переданные ему документы.
Попробую ответить на возникающий вопрос: «Да зачем все это нужно покупателю?!». Как правило, чтобы вернуть те денежные средства, которые уже уплачены, или не платить остаток выкупной цены. Редко, но бывают случаи, когда это просто стиль жизни — показать остальным, что бизнесом могут управлять только профессионалы. Можно ли дать какие-то советы, если вы все-таки избрали модель продажи бизнеса в виде 100% своих акций (долей)? Самый главный — продавайте свой бизнес иначе, а оставшуюся без активов компанию ликвидируйте. Но если нет: 1) Проведите совместный аудит сделок и модели финансово-хозяйственной деятельности до продажи, оговорите, что все стороны предоставят совместное одобрение большинства «спорных» действий, отраженных аудитором. И аудитор действительно должен быть независимым. Проводимое при сделках «due diligence» — это независимая оценка рисков, влияющая на условия покупки, и она не дает иммунитета от последующих действий. 2) Сделайте две заверенных сторонами копии передаваемых документов, включая бухгалтерские базы, переписки с контрагентами, движения по счетам. Зачем? Чтобы вы могли защищаться легально имеющимися в вашем распоряжении документами, а не пытаться заставить ваших оппонентов в суде предоставить их, так как информация неполная или «выдернута» из контекста. 3) Предложите сохранить на период до года вторым руководителем общества бывшего директора, пусть и с ограниченными полномочиями. Сейчас это разрешено законом и легко реализуемо, а такой способ позволяет соблюдать баланс управления на переходный период. Всегда помните, что сделка не заканчивается подписанием соглашений. Она заканчивается пониманием, что никто не извлечет выгоды от ее нарушения.
Юридическая фирма «Бизнес и право»
Реклама erid: LjN8KVxnn Бизнес и Право ИНН 7017025493